Узбекистан: Расписки о добровольном участии в сборе хлопка как глумление над несвободными людьми
Начавшаяся в Узбекистане две недели назад принудительная мобилизация населения на сбор хлопка происходит повсеместно и носит особенно агрессивный характер. Людей разных профессий, далеких от сельского хозяйства, заставляют не только оставлять свои семьи и выезжать на поля, но и скрывать свою профессию от представителей Международной организации труда (МОТ), уверять их в том, что приехали работать добровольно, и работать достаточно усердно, чтобы выполнить дневную норму.
За лень или неумение собирать хлопок, а также за отказ откупиться от участия в сборе урожая можно поплатиться работой или учебой.
«Я гарантирую, что в полной мере буду участвовать в сборе хлопка 2016 года, собирать в день 80 кг хлопка и выполнять все установленные правила хлопкового сезона. Если я не выполню вышеназванных требований, то согласен быть отчисленным из числа студентов». Это текст расписки студента Самаркандского государственного университета, написанной им 6 сентября 2016 года на имя декана Ш.У.Умидуллаева.
Расписка студента СамГУ
В эти дни, когда сбор хлопка в Узбекистане в самом разгаре, подобные расписки собирают у студентов и сотрудников всевозможных государственных организаций для того, чтобы подневольные сборщики хлопка знали, что в случае отчисления или увольнения с работы они должны винить в первую очередь себя.
На этих видеокадрах старшая медсестра поликлиники №8 города Коканда Алия Мадалиева диктует сотруднице поликлиники текст письма-обязательства. Сидящая рядом с поникшей головой сотрудница поликлиники безропотно пишет на бумаге: «Если я не буду собирать по 50 кг хлопка в день, то добровольно напишу заявление об увольнении. Написала собственноручно».
«В тот же день уйдешь с работы», - грозит ее начальница, забирая письмо, гарантирующее усердие и дисциплину со стороны ленивой подчиненной.
Стратегическое сырье, так необходимое Узбекистану, должно быть собрано и передано государству вне зависимости от моральных унижений и материальных потерь, которые несут простые люди.
Последние несколько лет узбекские чиновники в лице председателя Федерации профсоюзов Узбекистана Танзили Нарбаевой уже не отрицают, что с началом осени студенты и люди разных профессий уезжают на сбор хлопка, но, по их сценарию, люди едут добровольно, чтобы заработать дополнительные деньги.
Это утверждение является ложным, поскольку расписок и выполнения ежедневных норм по сбору хлопка от добровольных сборщиков никто бы не требовал.
А приведенный ниже диалог, состоявшийся 14 сентября этого года в городе Джизаке между сотрудником милиции и работником частного магазина, дает ясное представление о том, что принудительная система и вымогательство в хлопковом секторе Узбекистана сохраняются как государственная политика.
На аудиозаписи сотрудник милиции, представившийся Лазизом Файзикуловым, требует от предпринимателя закрыть свой магазин и выйти на сбор хлопка. На вопрос предпринимателя о законности такого требования Файзикулов утверждает, что приказ о принуждении к сбору хлопка исходит от исполняющего обязанности президента Шавкат Мирзиеева и является обязательным для исполнения.
Лазиз Файзикулов: - Когда ты выйдешь [на сбор хлопка]?
Предприниматель: - Я не могу, кто тогда будет работать? Я ведь плачу налоги. Какое отношение имеет хлопок к предпринимателям?
Лазиз Файзикулов: (хихикает) - Какое отношение?..
Предприниматель: - Если я уйду на сбор хлопка, как я заплачу налоги? Бизнесу ведь не нужно мешать.
Лазиз Файзикулов: - Извиняюсь... Это политика государства. Частное предпринимательство только вчера появилось. А хлопок… Все 25 лет независимости хлопок является государственной политикой.
Предприниматель: - Есть такое понятие, как «Трудовой кодекс». Я не обязан...
Лазиз Файзикулов: (переходя на крик) - Ты обязан! Выйдешь на сбор [хлопка] в принудительном порядке. Ты живешь в этой махалле (квартале, общине), поэтому выйдешь на сбор как положено. Ты обязан! Ты выйдешь! Ты живешь в этом государстве, ты носишь одежду из хлопка...
Предприниматель: - Это записано где-то в законе? В конституции? Где это записано?
Лазиз Файзикулов: - Это приказ премьер-министра. Понимаешь? Приказ исполняющего обязанности президента. У тебя нет права не выполнять этот приказ.
Предприниматель: - Тогда введите это в законодательство. Я не буду выполнять. Покажите приказ. Это все устные разговоры...
Лазиз Файзикулов: - Устный приказ - это тоже приказ! Тогда подпишешь, что ты не выйдешь на сбор и не будешь выполнять приказ. Посмотрим. Ты делаешь провокацию. Ты обязан, понял? Обязан!!!
Предприниматель: - Нет я не обязан. Я свободный человек.
Лазиз Файзикулов: - Ты выйдешь! Не агитируй здесь, наоборот, ты будь вместе с Узбекистаном, ты агитируй соседей, чтобы те тоже выходили на сбор хлопка. Если ты сам не выйдешь, то заткни свою задницу и не агитируй других, понял? У тебя нет права агитировать других, чтобы они не выходили! Кто ты есть вообще? Пацан… У тебя нет права не исполнять приказы государства!
Хотелось бы отметить, что в Узбекистане очень редко можно встретить человека, который бы открыто отказался от принудительного участия в сборе хлопка, так что этот случай можно назвать уникальным. Людям с детства прививают мысль о том, что хлопок – это не растение, это источник благополучия и безопасности страны, а собирать его – святое дело.
Напомним, что власти Узбекистана и в этом году допустили проведение «совместного» с Международной организацией труда мониторинга нарушений трудовых прав на хлопковых полях. Этот мониторинг удивителен тем, что чиновники, которые задействованы в организации принудительного труда, сами же контролируют свою деятельность, а представители МОТ вот уже третий год, с начала своей программы в Узбекистане, видимо, никак не поймут, как же на самом деле работает эта преступная машина принуждения.
О том, как в Узбекистане проводился мониторинг МОТ в 2015 году, можно прочитать здесь.
Международное информационное агентство «Фергана»