Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Google для таджикских дехкан. Как айтишница Махинахон Сулейманова придумала бороться с вредителями

06.12.2017 18:07 msk, Тилав Расул-заде

Таджикистан Разное Общество
Google для таджикских дехкан. Как айтишница Махинахон Сулейманова придумала бороться с вредителями

В Таджикистане, где сильны патриархальные традиции, далеко не многим женщинам удается сделать успешную карьеру, не нарушив устои. У Махинахон Сулеймановой из Худжанда это получилось. Будучи мамой троих детей, она возглавляет консалтинговую компанию «Нексигол Мушовир», которая занимается прикладным программированием в области сельского хозяйства. Недавно Махинахон вернулась на родину после стажировки в корпорации Google. В интервью «Фергане» она рассказала о том, чем был полезен американский опыт и как она собирается применить полученные знания в Таджикистане.

- Как вы попали на стажировку в компанию Google?

- Возможность прохождения стажировки в Google у меня появилась благодаря участию в программе TechWomen, которая является инициативой Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США и реализуется американским Институтом международного образования. TechWomen соединяет и поддерживает молодых женщин со всего мира, которые работают в сфере STEM — науки, технологий, инженерии и математики (science, technology, engineering and mathematics. – Прим. «Ферганы»). Я попала в Кремниевую долину в числе 100 женщин из стран Африки, Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии. В 2017 году программа TechWomen получила 3950 заявок, из которых выбрали только 100.

Хочу отметить, что участием в этой программе я обязана своей ученице Махине Усмановой — от нее я узнала о программе TechWomen. Раньше я преподавала в Худжандском филиале технологического университета Таджикистана и была руководителем дипломной работы Махины. Она прошла подобную стажировку в 2016 году в известной IT-компании Mozilla и помогла мне заполнить анкеты для участия в программе. В одной из анкет предлагалось выбрать компании, где хотелось бы стажироваться. Я хотела попасть именно в Google, но к сожалению, в списке этой компании не было. Тогда я сказала себе: «Не все мечты сбываются», но все же написала в анкете о Google. И в одно июльское утро я обнаружила в своей почте письмо, в котором было написано, что меня выбрали из компании Google. Я была безумно рада.

- До вас кто-нибудь из Таджикистана стажировался в Google?

- Точно не знаю. Я спрашивала об этом моего руководителя в Google. Она посмотрела их внутреннюю базу и сказала, что ничего не нашла об этом. Но хочу отметить, что из Таджикистана нас было пять участниц программы TechWomen. Моя коллега Мавзуна Абдурахманова проходила стажировку в одной из самых известных в мире IT-компаний — Adobe. Молодой генетик Махлиё Норматова стажировалась в компании Illumina, производящей высокотехнологичную медицинскую технику, эколог Мавлуда Мамадатоева — в компании Pacific Gas&Electric Company, которая специализируется на зеленых технологиях, и специалист Университета Центральной Азии Шамсия Рамазонова — в строительной компании Cahill Contractors.


Участницы программы TechWomen. Махинахон — третья слева

- Чем вы занимались во время стажировки?

- В Кремниевой долине каждый из нас работал над своим проектом. Моя руководительница из Google Лин Куанг предложила мне выбрать такой проект, который был бы интересен мне самой. Я выбрала проект по разработке карты прогноза развития сельхозвредителей (SmartPestPredictionMap). Эта тема очень близка тому, чем я занимаюсь дома, в своей организации. Я руковожу сельскохозяйственной консультационной службой «Нексигол Мушовир». Кроме предоставления услуг по обучению и консультированию, «Нексигол Мушовир» занимается разработкой различных IT-инструментов для управления производством и в помощь исследованиям в области сельского хозяйства. Изучением этой темы я занималась последние два года, а стажировка в Google дала возможность начать превращать идею в реальность. Используя разработанную мной карту, можно узнать, какие вредители угрожают растениям или деревьям в настоящий момент и на какой стадии развития они могут находиться. Это поможет эффективно организовать защиту растений от вредителей и сократить ненужное использование ядохимикатов.

Алгоритм прогноза основывается на моделях, в которых ученые описывают взаимосвязь между температурой окружающей среды и развитием вредителей, то есть по температурным данным можно вычислить, когда именно определенный вредитель переходит от одной фазы развития к другой. Эти модели могут подсказать сельхозпроизводителям время для проведения обработки, когда вредитель находится на самой уязвимой стадии. На данный момент я составила архитектуру карты с подробным описанием алгоритма, используя такие технологии Google, как Google Maps API и Google Cloud Machine Learning, а разработку дизайна и написание кодов для карты мы теперь выполним с нашей командой в «Нексигол Мушовир».

- А не возникло соблазна остаться в США и продолжить работу там?

- Нет, и с самого начала это было оговорено. Моя руководительница знала, что я хочу вернуться домой. На это есть две причины. Первая — это мои родители и моя свекровь, которую я люблю и уважаю, как свою маму. Они хотят, чтобы я была с ними. Я помню, когда я проходила 6-месячную практику в 2003 году в Германии в компании Siemens AG, в последние месяцы каждый раз, когда я звонила маме, она плакала. Вторая причина — это моя работа в «Нексигол Мушовир», которую я тоже очень люблю. Есть много вещей, которые мне надо сделать вместе нашей командой, а именно — внести свой вклад в развитие электронного сельского хозяйства в нашей стране. У нас много идей, которые надо реализовать — над ними и будем работать.

- Что еще из полученных в США знаний может пригодиться вам в работе в Таджикистане?

- На данный момент некоторые инструменты Google в Таджикистане не работают. Я хочу попробовать подать заявку и инициировать проведение переговоров с Google, чтобы они заработали и в нашей стране. Например, у YouTube есть функция, с помощью которой можно скачивать с портала видео. Это функция пока не доступна в Таджикистане. У Google также есть специальные программы для социальных проектов, но Таджикистан пока не входит в список допускаемых стран.


Махинахон (крайняя справа) на стажировке в компании Google

Также я хочу инициировать создание группы разработчиков продуктов Google в Таджикистане, так называемую Google Developers’ Group, и привлечь туда молодых программистов, особенно девушек. Ведь одним из ожидаемых результатов программы TechWomen является то, что возвратившись домой, мы, участники, будем вдохновлять и поддерживать девушек, чтобы они выбирали карьеру в сфере STEM, и я буду это делать. Я узнала, что существует много возможностей для прохождения стажировки в Google. Я хочу попробовать наладить связь таджикских университетов с Google, чтобы наши студенты могли проходить там практику.

- Как можно вообще улучшить интернет-услуги в Таджикистане?

- Для этого нужно сделать очень многое. До сих пор Таджикистан, к сожалению, уступает другим странам Центральной Азии по скорости, качеству и доступности интернет-связи. Хотя сегодня мобильная связь доступна даже в отдаленных и высокогорных сельских районах, но мобильный интернет и вообще любые виды качественной интернет-связи пока доступны только 20-30% нашего населения. Интернет в Таджикистане остается очень дорогой услугой. Но я надеюсь, что ситуация улучшится в скором времени. Со своей стороны я и моя команда готовы внести свой вклад в наполнение таджикского сегмента интернета созданием контента на таджикском языке, хотя это большей частью будет касаться сельского хозяйства.

- Вы по специальности программист, почему решили заняться новыми технологиями именно в сельском хозяйстве?

- Начну издалека. Я родилась и живу в городе Худжанде. В то время родительский дом находился на старинной улице Дехкон (в переводе с таджикского «крестьянин». – Прим. «Ферганы»). Я иногда шучу, что название улицы моего детства стало судьбоносным для моей карьеры, так как сегодня я занимаюсь именно развитием дехканства (фермерства), пусть даже косвенно. Программирование — это прикладная наука, её ценность возрастает, когда она применяется, например, в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и так далее. Вот я и пытаюсь применить мои знания в программировании в сельском хозяйстве.

Когда я училась в пятом классе, в нашу школу пришли с кафедры информатики Института переподготовки учителей и провели тесты по отбору учеников для внеклассных занятий программированием. Из нашей школы выбрали двух девочек (в том числе меня) и двух мальчиков. Я одна из четверых поступила в университет, чтобы стать инженером-программистом. В то время на нашем факультете учились только две девушки. Мне посчастливилось проходить последнюю университетскую практику в Германии, как я уже упомянула, в компании Siemens AG. По возвращении домой некоторое время я преподавала в своем родном университете. Затем работала в двух международных организациях, участвовала в реализации проектов по развитию.

В 2009 году я узнала, что компания «Нексигол» (прежнее название — «Сугдагросерв») хочет учредить сельскохозяйственную консультационную службу «Нексигол Мушовир». Подала документы, прошла конкурс и до сих пор я работаю руководителем этой службы. У меня трое детей, и я стараюсь привить им любовь к природе, земле, работе на ней. Моя младшая дочь уже сказала мне, что хочет сажать деревья, когда вырастет. Меня это радует.


По территории корпорации Google Махинахон перемещалась на велосипеде

- Я обратил внимание, что на американских фото вы часто запечатлены на велосипеде, что не характерно для женщин в Таджикистане. Как получилось, что в Америке вы сели на велосипед?

- В Калифорнии многие организации, особенно IT-компании, продвигают здоровый образ жизни и поддерживают акции и кампании в защиту окружающей среды. Google приветствует, если его сотрудники ездят между кампусами на велосипедах, а не на машинах. Для этого компания предоставляет бесплатные велосипеды, которые обычно припаркованы у кампусов, и все сотрудники и гости компании могут пользоваться ими. Мне тоже приходилось посещать разные кампусы, и я с удовольствием использовала велосипеды Google, которые там называют G-bike. Это удобно и полезно для здоровья. А кататься на велосипеде я умела с детства. Нам в Таджикистане тоже нужно расширять использование велосипедов как транспортного средства и создавать хотя бы в городах необходимые для этого условия.

- Спасибо за беседу. Желаю вам удачи.

Беседовал Тилав Расул-заде. Фото предоставлены Махинахон Сулеймановой

Международное информационное агентство «Фергана»