Дачникам - жертвам делимитации узбекско-казахской границы удалось достучаться до руководства Ташкентской области
Хоким Ташкентской области Козим Туляганов пообещал владельцам ликвидируемых дачных участков вблизи узбекско-казахской границы создать комиссию и разобраться в нарушениях их прав. Для этого пенсионерам совместно с журналистами и правозащитниками пришлось устроить пикет у областной администрации.
Во вторник, первого февраля в ташкентской гостинице "Ле Меридиен" состоялась пресс-конференция, организованная Институтом по освещению войны и мира (IWPR), с участием жителей Ташкентской области, чьи дома и дачные участки, согласно Протоколу совещания в Кабинете Министров от 18-го декабря прошлого года, подлежат сносу.
Агентство "Фергана.Ру" уже неоднократно сообщало о произволе со стороны местных властей по отношению ко всем, кому не повезло жить на узбекско-казахской границе и прилегающих к ней участках.
Напомним, решение правительства Узбекистана о делимитации государственной границы с Казахстаном было принято с целью пресечь нелегальный ввоз в Узбекистан товаров народного потребления, лекарств и наркотиков. Была создана совместная межправительственная комиссия, в результате работы которой подписано два договора, и сейчас идет установка пограничных столбов и знаков - демаркация границы. Естественно, встал вопрос и об отселении жителей, чьи дома находятся в пятидесятиметровой "зеркальной полосе" от границы.
Как следует из того же Протокола, подписанного премьер-министром Узбекистана Ш.Мирзиёевым, хокимияту Ташкентской области в недельный срок было предписано "составить графики сноса всех строений со сроком завершения всех работ до 1 февраля 2005 года", а также "издать решение о выделении земельных участков для переноса всех строений, подлежащих сносу..." Таким образом, срок сноса всех строений истёк. Однако, как уже сообщала "Фергана.Ру", вопрос о компенсациях местным жителям за лишение их благоустроенных жилищ по-прежнему не решен, что и побудило их обратиться за помощью к прессе. Именно участие представителей международных и республиканских СМИ, а также правозащитников помогло этой проблеме сдвинуться с мертвой точки. Но обо всем по порядку.
Итак, на пресс-конференцию в столичный отель помимо журналистов и правозащитников пришло с полтора десятка потерпевших.
"После моего первого общения с дачниками я просмотрела законодательство Узбекистана и увидела, что идет самый настоящий беспредел, нарушается основа основ - право на частную собственность, - заявила директор представительства IWPR в Узбекистане Галима Бухарбаева. - На прошедших заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса говорилось о том, что наша республика - правовое государство, где соблюдается незыблемое верховенство закона. О каком верховенстве закона может идти речь, когда нарушается Конституция республики Узбекистан, где написано, что каждый имеет право на неприкосновенность своего жилища. Нарушается около семи статей жилищного Кодекса, в котором говорится, что насильственное выселение людей может производиться только согласно решению суда, а врываться в их дома можно только при наличии санкции прокурора. Более того, этим людям даже не показывают постановление хокимията или же Кабинета Министров, на основании которого вдруг подъехали тракторы и сносятся их дома".
После вступительного слова Бухарбаевой перед присутствующими выступили жители сносимых и уже снесенных домов. В частности, председатель садово-кооперативного товарищества "Звездочка" Петр Васильевич Сайков рассказал, как недавно к нему подошел командир пограничного отряда и попросил предъявить документы. В ответ на утверждение Сайкова, что он ничего не нарушал, находится на территории Узбекистана и рядом расположена его дача, пограничник заявил, что он "племянник мэра Самарканда, и вообще, говорит, я после первого февраля всех вас буду отстреливать как куропаток".
Пенсионер, Юхненко Анатолий Иванович, всю жизнь проработавший на ТТЗ, также поделился своей историей. Он владелец частного планового дома, купил его в 1987 году. По первой оценке специалистов БТИ, произведенной в 1991 году, его жилище стоило приблизительно 50 тысяч советских рублей. При нынешнем пересчете (применяя коэффициент 325), стоимость дома Юхненко возросла до 16 млн. сумов (около $17 тысяч), при этом против такого пересчета Юхненко не возражал. Недавно ему позвонили и пригласили приехать и получить первую половину причитающихся ему денег. Однако, скоро выяснилось, что ему начислено не 8 млн., а 2 млн. 800 тысяч сумов, то есть общая сумма к выплате должна составить около 5 млн. От этих денег Юхненко, естественно, отказался. "Я 17 лет выращивал сад - у меня 15 черешневых деревьев, 200 кустов винограда, и другие фрукты и овощи, у меня во дворе бассейн, котельная, паровое отопление, газ, железная ограда, ну, в общем, вполне благоустроенный капитальный дом, который стоит, как минимум, втрое дороже, - считает Юхненко. - Я написал письма в аппарат президента, омбудсмену Рашидовой, уже получил ответы с пометкой "Разобраться и заявителю сообщить". Однако на данный момент я не могу даже вывезти свое имущество - оно, я не знаю за что, арестовано, - не говоря уже о том, чтобы просто зайти в собственный дом".
Еще нелепей выглядит история Маюсуповой Мухаббат, в прошлом году купившей дом, как она считала, находившийся на казахской территории, но два месяца назад вдруг выяснилось, что эта земля уже два года, как продана Узбекистану. "22 января в снег к нам пришли и сказали, сейчас будем ломать. А у меня трое детей, и я не позволила это сделать. Три раза приходили и все-таки вынудили нас съехать. Дом поломали, и теперь я со своей семьей - пять человек - живу у свекрови", - рассказала Маюсупова.
По окончании пресс-конференции её участники отправились на пикет к зданию Ташкентского областного хокимията. Более 25 дачников и правозащитников развернули у парадного входа в хокимият ярко оранжевые флажки, транспаранты и плакаты (вспомнилось высказывание президента Каримова по поводу цветных революций...) с лозунгами: "Требуем компенсации за снесенные дома!", "Нет произволу пограничников! Военный, живи по уставу!", "Будем стоять до конца! Справедливость восторжествует!", "Милиция с нами!", "Туляганов, где справедливость?", "Не построив новый дом, не разрушай старый. И. Каримов".
Тут же на крыльцо здания высыпала милиция, а в закрытых окнах замаячили многочисленные фигуры работников хокимията. Спустя несколько минут к пикетчикам вышел один из руководящих сотрудников этого учреждения (как позже выяснилось, юрист Рустам Раимов) и стал уговаривать всех пройти внутрь помещения, чтобы решить наболевшие вопросы мирным путем. Однако тут же зазвучали ответные выкрики с требованиями, чтобы хоким области Туляганов сам вышел и поговорил с народом. Спустя еще некоторое время появился заместитель хокима Юлдашев и сообщил, что хоким сейчас находится в области, в Чирчике, и неплохо было бы всем вместе свернуть флажки и пройти в теплый и уютный зал, там и поговорить. Уговаривал долго, после чего решено было отправить внутрь нескольких представителей. Естественно, присутствовать при переговорах захотело и большинство журналистов. Чуть позже в большой зал хокимията переместились и все пикетчики.
Там Юлдашев "без микрофонов" выразил свое сожаление по поводу происходящего: "Думаете, нам легко от того, что ломаем дома, думаете, я такой бесчеловечный... Компенсация должна быть обязательно, но постепенно: сегодня дадут одному, завтра другому. Так не бывает, чтобы человека просто взяли и выгнали на улицу". На высказывание одного из правозащитников о том, что нарушается Конституция, Юлдашев отметил, мол, выходить на улицу с оранжевыми флагами - это тоже против конституции, вон у нас есть свой флаг (указав на флаг Узбекистана, стоящий на сцене) - вот с ним пусть и выходят на пикеты.
Затем стало известно, что хоким приехал и готов немедленно в своем кабинете принять всех пострадавших, кроме журналистов и правозащитников. Однако последние не пожелали оставить дачников без своей опеки и ринулись по извилистым коридорам хокимията вслед за процессией, возглавляемой Юлдашевым и Раимовым. Уже на подходе к приемной хокима я услышал, что Урлаева возмутилась, что ее грубо взяли за плечо и толкнули. Затем дверь в приемную за дачниками закрылась, и путь преградили два совершенно мирных и безропотных милиционера. Урлаева принялась безостановочно колотить через их высокие плечи в дверь оранжевым флажком, требуя пропустить ее внутрь.
Пока всех "отверженных" уговаривали вести себя тише, совещание у хокима закончилось, в коридор вышли присмиревшие дачники с Юлдашевым во главе, пригласившим всех пройти обратно в зал, где он от имени хокима ответит на любые вопросы. В первую очередь он попросил дачника Сайкова рассказать о произошедшем кулуарном разговоре. Вот что сказал Сайков: "Хоким выслушал нас, а затем дал поручение Хаимову - сегодня же под своим руководством создать комиссию, которая уже завтра, в среду выедет в приграничный район и начнет оценочную процедуру. Встретится со всеми пострадавшими и оценит ущерб, нанесенный каждому".
"До ближайшей пятницы комиссия должна произвести полную оценку, а на следующей неделе - начать решать вопросы по компенсациям и предоставлении новых дачных участков, - заявил Юлдашев. - Этот вопрос будет решаться совместно с руководством тракторного завода, в ведении которого находятся сносимые дачи СКТ "Звездочка". Хочу отметить, что это не вопрос одного дня, но со следующей недели мы планируем начать выплату компенсаций, причем, на взаимоприемлемых с дачниками условиях. Уверяю вас, никто не останется недовольным. Согласитесь, разве нам нужно, чтобы вы вновь вышли на пикет?"
"Хочу отметить, что межреспубликанская комиссия решила, что вопрос компенсаций гражданам Казахстана, пусть даже проживающим на территории Узбекистана, будет решать казахская сторона, а гражданам Узбекистана, даже проживающим на территории Казахстана - Узбекистан, - добавил заместитель хокима. - По поводу пограничников: Рустам Раимов сегодня же встретится с руководством пограничного отряда, и он, думаю, примет меры в отношении того человека, который сказал, что будет вас отстреливать. Я думаю, что все будет нормально".
Фото c IWPR (Институт по освещению войны и мира)