Спустя восемь месяцев после андижанских событий списки погибших до сих пор официально не опубликованы
Списки погибших во время известных событий в Андижане начинают облекаться в плоть. Московский правозащитный центр «Мемориал» обнародовал список из 183 фамилий, пусть и не полный, но, безусловно, закладывающий хорошую основу для дальнейшего изыскания и дополнения. Данный список составлен на основе обвинительного заключения по делу первых 15 подсудимых по «андижанскому делу», процесс над которыми проходил в Верховном суде Узбекистана осенью минувшего года.
Отметим, что в этом списке содержится большинство фамилий погибших, о которых «Фергана.Ру» писала в опубликованном по горячим следам материале «Расстрелянный Андижан», и которые были выведены не только под своими настоящими именами, но и под теми, на которые мы их решили изменить. Большинство из них в этом списке есть, во всяком случае, те, чьи родственники согласились назвать корреспонденту «Ферганы.Ру» полное имя погибших близких. За исключением одного: в опубликованном списке нет человека, который в статье «Ферганы.Ру» выведен под именем Хоким (история двадцать вторая).
Вместе с тем напомним, что согласно утверждениям Генеральной прокуратуры Узбекистана в общей сложности во время андижанских событий погибло 187 человек, из них одна женщина. Цитата из обнародованного Генпрокуратурой в начале сентября отчета о ходе расследования Андижанских событий перед комиссией Олий Мажлиса: «Всего в результате терактов погибли 187 человек, из них 60 гражданских лиц, в том числе 2 несовершеннолетних и 1 женщина».
Военные грузовики на улицах Андижана
В опубликованном «Мемориалом» списке присутствует три женских фамилии (с указанными номерами заключений судебно-медицинской экспертизы), что уже больше, чем заявляла и на чем продолжает настаивать Генпрокуратура Узбекистана, вопреки собственному обвинительному заключению. Это Хидоят Зохидова (ЗСМЭ №324), Ёркиной Кодирова, (ЗСМЭ №236), Одинахон Тешабоева (ЗСМЭ №325).
Примечательно, что сведения о гибели двух из этих женщин правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч» привела в своем докладе «Свинцовый дождь» еще в начале июня прошлого года. Выдержка из доклада:
«Перевалив через невысокую гору, беженцы попали под обстрел (стреляли солдаты или пограничники), были убиты двое местных, показывавших им дорогу. Беженцы вернулись в Тешиктош, где медсестра из их числа попыталась оказать помощь раненым. В общей сложности погибло восемь человек, в том числе 36-летняя мать двоих детей Одинахан Тешебаева, 43-летняя Хидаят Захидова, 22-летняя Махбуба Эгамбердиева и подросток примерно 19 лет».
Как видим, «Хьюман Райтс Вотч» называет фамилию еще одной убитой женщины, о которой официальные лица и ведомства пока не обмолвились ни словом.
Общее число погибших, оказавшихся в списке «Мемориала», чуть меньше числа, названного Генпрокуратурой Узбекистана. Однако разница между наименьшим номером свидетельства о смерти, выданного судебно-медицинской экспертизой (205), и наивысшим (490) составляет 285 номеров. Это почти на сто номеров больше цифры, которую приводит Генеральная прокуратура Узбекистана. Сомнительно, чтобы судмедэкспертиза выписывала заключения о смерти не по порядку, а пропуская несколько номеров и тем самым намеренно завышая итоговую цифру убитых. Таким образом, даже согласно полуофициально названным номерам заключений судмедэкспертизы, получается, что в дни андижанских событий погибло не менее 285 человек.
Всего из официальной цифры в 187 погибших в списке «Мемориала» оказались 183 фамилии. Двое убитых значатся как неопознанные, а о двух недостающих до цифры 187 почему-то не упоминается. Таким образом, согласно официальным сведениям выходит, что за исключением этих четырех человек, все остальные погибшие опознаны и названы. Напомним, что свой список «Мемориал» составил на основе текста обвинительного заключения Генпрокуратуры Узбекистана.
Кладбище Боги-Шамол в Андижане.
Фото © Иола Монахов
Однако здесь возникает вопрос: попали ли в этот список лица, захороненные как неопознанные на кладбище «Боги-Шамал» в пригороде Андижана? В конце мая там было захоронено не менее 45 неопознанных тел, при этом над каждой могилой был установлен мраморный столбик с порядковым номером. Удалось ли их с тех пор опознать и включить в обнародованный список или эти лица до сих пор остаются неопознанными, лежат на кладбище и в официальную статистику не входят? Об этом власти Узбекистана по-прежнему избегают давать комментарии.
Тела убитых на улицах Андижана