Киргизия: Милиционеры, обвинявшиеся в применении пыток, оправданы. Система восторжествовала?
Впервые в истории независимого Кыргызстана милиционеры были привлечены к ответственности по уголовной статье, предусматривающей наказание за применение пыток. Однако судья посчитал, что милиционеры не виновны в смерти человека, и вынес оправдательный приговор.
Милиция криминальная
Понедельник, 13 августа, стал знаменательной датой для сотрудников правоохранительных органов Кыргызстана. В этот день Нарынский городской суд вынес оправдательный приговор в отношении двух милиционеров, привлекавшихся к уголовной ответственности по статье «Пытка», и обвинявшихся в избиении местного жителя, который впоследствии умер в больнице, не приходя в сознание.
Милиционерам Чынгызу Керимкулову и Таалайбеку Чыпаеву вменялось в вину убийство 48-летнего Акылбека Сакеева, который был задержан 20 ноября 2006 года по подозрению в краже теленка. От решения суда зависело многое, в частности - будут ли правозащитники торжествовать победу справедливости, радуясь тому, что впервые им удалось добиться наказания милиционеров именно по статье «Пытка», которая была включена в Уголовный кодекс Кыргызстана в 2003 году. В свою очередь, вынесение обвинительного приговора являлось бы свидетельством того, что в силовых ведомствах страны «не все спокойно».
О том, что в милицейских кабинетах и в камерах изоляторов временного содержания милиционеры жестоко избивают задержанных, правозащитники рассказывали неоднократно, приводя неопровержимые улики, свидетельствующие, что убитые перед смертью были жестоко замучены. Но если «изверги в погонах» и привлекались к ответственности, то лишь за «превышение должностных полномочий», и отделывались легким испугом. А, как известно, безнаказанность развращает. Милиционеры почувствовали, что «сила» в лице карательной системы на их стороне. Пытки стали обыденностью.
Контрольное падение
Акылбек Сакеев стал очередной жертвой милицейского произвола. Он умер вечером 22 ноября, после того, как сотрудники ГОВД забрали его из дома. Сами милиционеры настаивают, что покойный Сакеев был всего лишь свидетелем кражи теленка, и на последнем заседании суда даже представили расписку умершего о том, что он-де купил животное у такого-то.
Особое удивление и «умиление» вызвало заявление милиционеров, в котором говорилось, что во время «доброжелательной» беседы Сакеев несколько раз неожиданно терял сознание и падал со стула. И при каждом таком падении он ломал по одному ребру. Последнее его падение со стула оказалось «контрольным». Упав, Сакеев ударился об стол головой, в результате чего произошло кровоизлияние в мозг, и он потерял сознание. Только после этого милиционеры вызвали машину «Скорой помощи». Подсудимый Чыпаев в своем «последнем» слове даже заявил: «Да разве, если бы мы его пытали, стали бы вызывать «скорую?». Именно на основании этого «откровения» судья Эрматов и оправдал милиционеров. А факт, что у умершего было сломано пять ребер - два с правой и три с левой стороны, - а также проломлен череп, судья посчитал следствием неоднократного неудачного падения со стула.
Судебно-медицинская экспертиза в своем заключении указала, что «Сакеев получил переломы задолго до своей смерти, и что черепно-мозговую травму, из-за которой он погиб 22 ноября 2006 года, он также перенес раньше, во время его пребывания в ГОВД г.Нарын». Оказывается, с такими травмами Сакеев ходил еще несколько дней, весь переломанный он пришел в ГОВД, и лишь здесь милиционеры по своей «доброте душевной» вызвали медиков.
Однако есть немаловажная деталь, которая ставит объяснения милиционеров и прокурорских следователей под большое сомнение: одна из важных экспертов судмедэкспертизы является супругой следователя городской прокуратуры Алмаза Жоошбекова, в чьем производстве находилось дело по факту гибели Сакеева.
Суд
Суд над милиционерами стал возможным лишь благодаря вмешательству правозащитницы Азизы Абдирасуловой. Именно она выявила, что городская прокуратура «прикрыла» дело по факту смерти Сакеева, и добилась, чтобы Нарынская областная прокуратура возбудила в отношении милиционеров уголовное дело.
Вначале в деле фигурировали фамилии пяти милиционеров. Но со временем остались только двое - те, кто забирали Сакеева из дома. Остальные из обвиняемых плавно перешли в категорию свидетелей. Объяснение «реинкарнации» милиционеров было озвучено во время суда: мать умершего, Акылбека Сакеева, рассказала, что получила от начальника местной милиции двести тысяч сомов ($1=38 сомам) за то, чтобы она и родственники отказались от своих претензий. Но оставим это на их совести.
После долгих проволочек тучи над двумя милиционерами, Керимкуловым и Чыпаевым, стали сгущаться. Рассмотрение в суде уголовного дела по статье 305-1 («Пытка») привлекло внимание общественности. Местные силовики, почуяв опасность, срочно вызвали отряд «спецназа» для запугивания и нейтрализации Азизы Абдирасуловой и юриста Жаныбека Сопуева. 10 августа, в день судебного процесса, несколько тучных женщин из так называемого ОБОНа («отряд баб особого назначения». - Прим. авт.) напали на правозащитницу, заступаясь за милиционеров. Заместитель начальника милиции Каныбек Чолпонбаев и его коллеги с плохо скрываемым удовольствием смотрели на происходящее.
Но одного не учли горе-милиционеры, организовавшие «бабскую» провокацию, - того, что сообщения о нападении и угрозах правозащитникам будут широко распространены и не оставят равнодушными активистов гражданского общества.
Оправдательный приговор
Судебное заседание, проходившее в несколько этапов, вначале казалось объективным, так как судья и государственный обвинитель живо и смело опрашивали свидетелей, подсудимых и родственников умершего. Но в последний день, когда рассмотрение дела подходило к концу, их настрой резко изменился, а подсудимые и наблюдавшие за происходящим милиционеры заметно повеселели. Столь резкой перемене «климата» долго удивляться не пришлось. Уже во время прений, когда государственный обвинитель попросил приговорить подсудимых к условному сроку заключения, стало ясно, что милиционеры снова отделаются легко.
Зачитывая приговор, судья отметил, что прямых и косвенных улик, доказывающих вину подсудимых, нет, и потому он посчитал возможным оправдать милиционеров. Зал слушал приговор суда в гробовом молчании. Одни потеряли дар речи от обиды, что правда опять была грязно растоптана, а другие – от радости, что «система» на их стороне.
Пытки - неотъемлемая часть служебных обязанностей милиционеров?
С каждым годом растет число фактов жестокого обращения сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей с простыми гражданами. Не стал исключением и нынешний год. Поигрывающий резиновым «демократизатором», человек в мышиного цвета униформе становится символом, отмеряющим рядовому гражданину его порцию личной неприкосновенности и достоинства, в зависимости от уровня доходов и социального статуса. Когда «система» оправдывает достижение цели любыми путями, соблюдение законности и права человека становятся пустым звуком. Упоение силой, властью и безнаказанностью развращает милиционеров и способно опустить их до уровня тех, с кем они призваны бороться, то есть - бандитов. Профессионализм притупляется, становясь ненужным атавизмом, когда при добывании доказательств более действенными считаются пытки и рукоприкладство. Пропадает желание и способность мыслить логически и быть беспристрастным. Пытки, ставшие неотъемлемой частью служебных обязанностей, отупляют и деморализуют самого «правоохранителя». И в таком случае вряд ли стоит рассчитывать на поддержку населения, сколько бы милиция не просила его об этом. И соответственно, не приходится ожидать снижения уровня преступности в регионе.
* * *
Азиза Абдирасулова решила подать апелляцию на оправдательный приговор Нарынского городского суда. И если внутренние механизмы окажутся на стороне «системы», в своем стремлении найти и наказать виновных в гибели Акылбека Сакеева правозащитница намерена дойти до Комитета ООН по правам человека.