Афганский римейк. Мнение эксперта
Последние дни года невольно побуждают к подведению разного рода итогов, в том числе и в сфере политики. Это неизбежно в столь насыщенном событиями регионе, как Средний Восток, который охватывает, по определению выдающегося российского геополитика А.Снесарева, огромное пространство от ирано-иракской границы до Тибета. Наша современность добавляет к этому новые пространства и площади введенного американцами в обиход понятия «Большой Ближний Восток» для обозначения территории от Западной Сахары и Марокко до того же Тибета. И надо сказать, что на этой части глобуса на рубеже 2007-2008 годов многочисленная армия политологов, ориенталистов и просто разного рода «предсказамусов» резвится вовсю!
В последние две недели уходящего года особенно много шума в политических и политологических кругах среднеазиатских государств наделали два прогноза развития ситуации в вышеозначенном регионе: первый российского, второй - американского «производства».
Российский прогноз
Российский прогноз развития ситуации на одном из «подпространств безопасности» территории стран СНГ - в Средней и Центральной Азии - разработан Независимым Центром военного прогнозирования, возглавляемым Анатолием Цыганком (см. «Независимое Военное Обозрение», №44, 2007 год).
В статье «Бомба замедленного действия для СНГ» приведены четыре сценария, первый из них - вариант развала империи коммунистического Китая по югославско-советскому варианту - кажется наименее вероятным.
Второй из приведенных - туркменско-узбекский конфликт на основе пограничных споров ввиду того, что около двадцати процентов государственной границы между Туркменией и Узбекистаном все еще не определено на карте, - представляется несколько более вероятным. Напомню, что уже в 1998 году на границе в районе Чарджоуской области едва не дошло до вооруженного столкновения из-за взаимных претензий на пограничную территорию, в недрах которой было обнаружено одно из крупнейших в южной части региона нефтяных месторождений. Несмотря на то, что вся нефть Средней Азии, по самым оптимистичным прогнозам, не превышает двенадцати процентов от разведанных мировых запасов, она может являться важной «гирькой» на геополитических весах мировых цен на нефть.
Третий и четвертый сценарии связаны с развитием ситуации в Афганистане, а вернее - с неудачным завершением операции НАТО в этой стране. На мой взгляд, именно по этому показателю оба сценария можно смело объединить в один под названием «Афганский римейк ».
Не вдаваясь в рассуждения о явных и мнимых целях вторжения США и НАТО в Афганистан, с огромной долей вероятности можно ожидать их ухода отсюда в ближайшие полтора-два года. Основная временная привязка должна быть сделана к президентским выборам в США, которые состоятся в ноябре 2008 года. Вполне возможно, что новой, демократической администрацией будет принято решение о прекращении здесь военных действий вооруженными силами США, только в 2007 году стоившими ей двух миллиардов долларов ежемесячно.
Таким образом, по моему мнению, прекращение нынешней афганской эпопеи Запада будет связано с внутриамериканским решением о неэффективности кампании, проводимой с октября 2001 года, а вовсе не с действиями «совместной группировки моджахедов, боевиков «Аль-Каиды», афганского ополчения, отрядов национальных полевых командиров туркменских, узбекских, таджикских, племен совместно с отрядами наркодельцов, перешедших в наступление» на группировку НАТО. Фантастичность этой картины для любого человека, знакомого с политической обстановкой и этнографией региона Среднего Востока, не только в объединенной борьбе всех перечисленных сил против войск НАТО, а в самих дефинициях, здесь используемых: что такое «афганское ополчение» или «отряды национальных полевых командиров» (в том числе и пуштунских)? Чем они отличаются от «отрядов наркодельцов»?
По этническому признаку эти отряды - тоже национальное ополчение. Или, например, о каких «таджикских племенах» идет речь? Этот народ не имеет племенного деления с тех самых пор, как согдийцы, бактрийцы, тохаристанцы, хорезмийцы и саки слились в единый этнос, то есть около двух тысячелетий назад.
Развитие ситуации в Афганистане после принятия США политического решения о выводе своих войск, по мнению человека, всю сознательную жизнь посвятившего изучению Востока и постоянно здесь проживающего, будет выглядеть следующим образом.
Европейские союзники США по НАТО и прочие «ненатовские» союзники без американцев в стране не останутся: геополитические амбиции Евросоюза не настолько сильны, чтобы вылезти из своей благополучной скорлупы ради войны в глубинах Азии («хватит с нас и Балкан!»). После этого геополитическая ситуация, сдобренная десятком-другим миллиардом долларов для экстренной помощи и обещаниями марионеточному афганскому правительству «не бросить в беде», будет свалена на плечи самих афганцев и окружающих их стран.
В самой стране талибы и оппозиция их пуштунских союзников с воодушевлением бросятся восстанавливать свое этнократическое исламистское государство, вновь поставив в безвыходное положение среднеазиатские этносы севера страны и вынуждая их возродить «Северный альянс». Афганистан погрузится в пучину очередной гражданской войны.
В этих условиях Таджикистан, Узбекистан, Иран и, скорее всего, Россия просто обречены на возобновление военно-политической поддержки «северян» по образцу 1996-2001 годов.
Наилучшим развитием сложившейся ситуации будет отделение севера Афганистана (а это - нынешние провинции Герат, Баглан, Фарьяб, Сарипуль, Бамиан, Балх, Саманган, Кундуз, Тахор, Бадахшан, Парван) от пуштунского юга и создание самостоятельного государства (или ряда государств).
Остается только надеяться, что среднеазиатские этносы Афганистана впервые в своей истории воспользуются, наконец, шансом вырваться из пуштунской клетки, созданной во второй половине XIX века Великобританией. Впрочем, цветасто раскрашенные грабли таджикской власти над всем Афганистаном, на которые уже наступали в 1929 году (движение Бачаи Сакао) и в 1992 году (президентство Б.Раббани), как всегда лежат рядом и очень привлекательно выглядят.
Развал Афганистана приведет к попытке пуштунов восстановить свое национальное государство - путем возврата сепаратистов в лоно пуштунского государства, что вызовет жесткое противостояние с Ираном и среднеазиатскими государствами, вынужденными встать на защиту своих этнических собратьев, и не приведет к успеху. Кроме того, будет предпринята попытка воссоздать пуштунское государство в новых (и одновременно старых, если вспомнить, что афганская империя Дуррани родилась в XVIII веке именно в Сулеймановых горах) границах, за счет северо-запада Пакистана. Как на это отреагируют раджастанцы и прочие этнические составляющие этой страны – ясно и без комментариев. Скорее всего, агрессия пуштунского «огрызка» Афганистана вместе с пуштунским сепаратизмом внутри, помноженные на сепаратизм белуджей, вызовут применение по тем и другим ядерного оружия, что толкнет на вмешательство в конфликт Индию и Иран. В итоге, после некоторой порчи окружающей среды радиоактивными отходами нескольких ядерных бомб Пакистан (в урезанном виде) продолжит свое существование рядом с новым пуштунским (и возможно – белуджским) государством.
Объективно данная ситуация подтолкнет к ускоренному формированию военно-политического союза РИКИ (Россия-Индия-Китай-Иран), являющегося логическим развитием идеи Е.Примакова по созданию союза Москва-Пекин-Дели, высказанной еще в 1998 году.
Нужно признать, что такое развитие ситуации на Среднем Востоке вполне благоприятно для России и ее геополитических союзников, хотя и не обойдется без больших людских и материальных потерь для стран региона.
Американский прогноз
Второй сценарий развития ситуации принадлежит одному из ведущих современных политологов США - Эдварду Луттваку. В форме интервью солидному российскому журналу «Эксперт» прогноз Луттвака опубликован на страницах этого издания под звучным заголовком «Дух войны» («Эксперт», №47, 17-23 декабря 2007 года). Э.Луттвак в духе современной американской политологической традиции рассуждает о будущем в рамках Большого Ближнего Востока, «съезжая» время от времени на весь мусульманский мир.
Весь прогноз развития ситуации в регионе, в целом, выдержан вполне в духе хантингтоновского столкновения цивилизаций, однако Э.Луттвак вносит и свою специфическую лепту, наделяя население региона особыми психологическими качествами: «Конспирологическое мышление - это неотъемлемая часть ближневосточной культуры». Он прямо советует, что «нужно игнорировать то, что говорят сами арабы. Когда арабы или иранцы говорят с иностранцами, они говорят не то, что думают. Они говорят тебе то, что всегда говорят «ифранджи», это «франк» по-арабски, то есть европейцу средних веков. Крестоносцу. Традиция такова, что если ты говоришь с франком, ты ему лжешь. Поэтому первое правило на Ближнем Востоке - не доверять тому, что слышишь. Наблюдай за тем, что они делают, а не что говорят».
Вторая особенность конспирологического мышления в нашем родном регионе, по мнению Э.Луттвака, - постоянное подозрение его коренных жителей во всевозможных заговорах против них со стороны «белого человека». Вот с таким неприятным контингентом приходится работать американцам.
Подводя к мысли о скором уходе США из Афганистана и Ирака, американский политолог пускается в рассуждения о «неспособности демократии к оккупации» заодно дискредитируя и саму идею насаждения в странах мусульманского Востока демократии: «Чтобы достичь заданной цели, нужно уничтожить всех иракцев до одного и заселить Ирак новыми людьми - лучше всего англичанами или голландцами».
Однако Э.Луттвак не был бы знаменитостью в своей области, если бы не сумел найти и положительные результаты в большом американском походе на Восток в начале XXI века: оказывается, янкам удалось «расколоть мусульманский мир» и это - основная заслуга нынешнего президента США! «Когда новый президент придет к власти, он выведет войска из Ирака. Активность внешней политики будет резко снижена, новое правительство сосредоточится на внутренней политике. Антиамериканизм сойдет на нет. Весь мир будет жаловаться, что американцы опять стали изоляционистами, что они ничего не делают. И так будет продолжаться, пока к ним не приползут на коленях, прося помощи. И тогда будет новая фаза активности.
То, что происходит сейчас, это мелочи. Иракская война была незначительной операцией. Она не так уж дорого обошлась (по $10 млрд. в месяц только в 2007 году. - В.Д.) жертв тоже было не так уж много. Ее быстро забудут… Разделив мусульман изнутри, американцы стратегически поступили правильно. Когда вам удается расколоть врага, это самое большое достижение, какого только можно добиться. Это получилось случайно. Этого никто не хотел. Но это большой успех. Американцы хотели принести демократию в Ирак, но вместо этого началась суннитско-шиитская бойня. От Пакистана до Марокко… Так что американцы совершенно случайно достигли куда более эффективных стратегических целей».
Таким образом, исходя из заявлений Луттвака, американцы могут несколько лет спокойно почивать на лаврах, ожидая вереницу ползущих на коленях жителей Большого Ближнего Востока - ну просто фреска с пирамиды племени майя на Юкатане! Сложность только в том, что место ушедшей в самоизоляцию Америки сразу займут другие - восстанавливающая свои традиционные позиции на Востоке Россия и расширяющий свое влияние Китай. Так что кто поползет через несколько лет к американцам - это вопрос.
Виктор Дубовицкий, доктор исторических наук, эксперт ИА «Фергана.Ру», Душанбе, Таджикистан.