Узбекистан: Во всем виноваты мутанты-короеды
Информационная служба Ташкентского городского комитета по охране природы на днях отреагировала на публикации «Ферганы.Ру» и Uznews.net относительно новой волны варварской вырубки деревьев в центре Ташкента и дала отпор «клеветникам и наймитам Запада» в их лице, распространив разъяснение насущной необходимости уничтожения вековых чинар. Этот текст немедленно был воспроизведен рядом полуофициозных газет и сайтов.
«Ташкентский городской комитет охраны природы сотрудничает и с Хокимиятом (администрацией – ред.) столицы, - говорится в сообщении (орфография сохранена). - При его активном участии был разработан и принят Генеральный план реконструкции и развития Ташкента, который сейчас активно внедряется в жизнь. …При его разработке учитывалась особенность зеленых насаждений, а именно то, что им более 50 лет и они представляют определенную угрозу для населения и различных построек. Причиной прогноза такой угрозы послужили мутации короедов, которые были вредителями мягких пород деревьев, а сейчас становятся вредителями и твердых пород деревьев - таких как чинары. Этот процесс произошел не сразу, а наблюдается в течении многих лет. Весна текущего года подтвердила оправданность этого опасения. Проливные дожди, сопровождаемые ураганными ветрами повалили многие деревья вблизи жилых домов и лишь по счастливой случайности не пострадали жители.
Убитая чинара. Центр Ташкента
«Дождливая весна 2009 и 2010 годов способствовали интенсивному размножению вредителей-насекомых, которые нанесли существенный ущерб зеленым насаждениям Ташкента, - говорит Шокиржон Бакиев, начальник отдела охраны животного и растительного мира Ташкентского городского комитета охраны природы. - В соответствующих решениях по реконструкции и благоустройству города Ташкента, по нашим рекомендациям, особо указывается о необходимости посадок таких пород деревьев как дубы, клены и каштаны».
Поэтому в Генеральный план реконструкции и развития города Ташкента и был внесен пункт о «создании новых климатических зеленых зон». Это означает вырубку старых и больных деревьев по месту их выявления, а взамен разбивку парковых зеленых зон, где горожане могли бы отдыхать под сенью деревьев и фонтанов.
В текущем году Управление благоустройства Хокимията города Ташкента проводит планомерную, согласно плану реконструкции и развития города Ташкента, вырубку старых деревьев и разбивку новых парковых климатических зон. При этом производится посадка таких твердых пород деревьев и зеленых насаждений, которые вредителям, в частности короеду, не зубам.
Убитая чинара. Центр Ташкента
Всякого рода публикации, падких на дешевую сенсацию СМИ, по незаконной вырубке старых деревьев не соответствуют действительности. Изготовление же мебели из чинар также не соответствует действительности. Сушка, обработка пиломатериалов требуют столько средств, что дешевле ввозить их из-за рубежа. Этим так называемым журналистам, необходимо прежде ознакомиться с Генеральным планом реконструкции и развития города Ташкента, столицы суверенного Узбекистана и потом что-то писать. За годы Независимости в Ташкенте было построено большое количество путепроводов, зданий и сооружений, новых разгрузочных мостов, благоустроено ряд площадей, создано новых климатических зеленых парковых зон. И так по всей республике. Ташкент обновил во многом свой зеленый наряд. И этот факт признается многими зарубежными СМИ. Так не лучше ли радоваться тому, что столица Узбекистан Ташкент благоустраивается, обретает новый привлекательный зеленый облик, чем искать повод для сиюминутной дешевой «сенсаций»?!»
Итак, все дело, оказывается, в мутациях короедов. Совсем загрызли, проклятые. И главное, поселились эти скверные жуки не где-нибудь на окраинах, а, соответствуя своей репутации, в центре столицы - в Сквере да на Бродвее. Ну, еще вот на мусульманских кладбищах. В общем, теперь понятно, что «существенный ущерб зеленым насаждениям Ташкента» нанес не кто-то там «сверху» (это всё злобные инсинуации), а «вредители-насекомые».
Убитая чинара. Центр Ташкента
Не совсем ясны, правда, отдельные моменты. В сообщении Горкомприроды говорится, что в Генплан был внесен пункт о создании новых климатических зеленых зон, что означает вырубку старых и больных деревьев по месту их выявления, а взамен разбивку парковых зеленых зон, где горожане могли бы отдыхать «под сенью деревьев и фонтанов». Надо понимать, под сенью бельгийских елочек; под сенью фонтана – это что-то новое. Так вот, неясно, что же конкретно следует понимать под «новыми парковыми зонами». Не улицы ли это, ведущие к трассе, по которой изволит проезжать президент, и которые по таковой причине засыпаются землей и засаживаются елками? Или же речь идет о возвращении ташкентцам ряда общественных парков, закрытых в течение последних полутора десятилетий?..
Немало умиляет и совет ознакомиться с планом по Реконструкции и развития Ташкента – уж не тот ли это секретный документ, согласно которому будут сноситься близлежащие гостиницы и целый этаж газетного комплекса «Шарк», чтобы открыть обозрение на гробообразный дворец Форумов и конную статую Тимура? Ну, это как посоветовать ознакомиться с военной или государственной тайной, «а потом писать»: известно, что Генплан оберегается от общественности не хуже, чем технология сборки водородной бомбы.
Убитая чинара. Центр Ташкента
Очевидно, статьи о воровской вырубке деревьев задели за живое, раз власти поспешили от этого откреститься, «попросив» чиновников Госкоприроды ответить, а редакторов подручных СМИ перепечатать этот ответ. Перепечатали они его, разумеется, без каких-либо комментариев, подразумевая, что уверения чиновников природоохранного ведомства уже сами по себе являются абсолютной и непреложной истиной (как, например, те истины, что средняя зарплата в Узбекистане составляет 300 долларов, что лучшей гарантией Конституции 96 процентов узбекистанцев считают Ислама Каримова, что Ташкенту 2200 лет и т.д.).
Тем не менее, отметим, что это одно из немногих объяснений действий власти (увы, не балует она народ какими-либо объяснениями). Еще одно было зафиксировано 19 ноября, когда происходила вырубка полуторавековых чинар в историческом центре города – известном ташкентском Сквере и вокруг него.
Убитая чинара. Центр Ташкента
Древесина платана издавна использовалась для изготовления ценной мебели, высококачественного декоративного шпона, напольных покрытий, столярных изделий; в оформлении интерьеров и для выполнения различных отделочных работ. Платан легко обрабатывается вручную и на станках, древесина неплохо протравливается красителями, полируется и склеивается.
Платаны живут очень долго. Самый крупный и самый древний из них растет в долине Буюкдере в Турции, у Босфора. Высота дерева 50 метров, окружность ствола 42 м, диаметр ствола — 13,4 метра, а возраст — более 2300 лет.
Итак, все дело в благоустроительных работах, а вырубятся полуторавековые деревья, «выросшие в результате самопосева и не обладающие должной устойчивостью к нашим климатическим условиям», «старые засохшие, пораженные вредителями» (я даже догадываюсь, что это за вредители), а также «портящие внешний вид города и не отвечающие санитарным и карантинным требованиям». Во как!..
Убитая чинара. Центр Ташкента
Официальный сайт Экологического движения Узбекистана примерно в то же время дал несколько иное толкование творящемуся государственному вандализму: «В ноябре 2009 года в Экодвижение поступил ряд звонков от жителей г.Ташкента, обеспокоенных вырубкой деревьев в сквере имени Амира Темура. Активистам движения удалось выяснить причины произошедшего. «В данном случае вырубка деревьев санкционирована в связи с реализацией генерального плана реконструкции столицы республики. Подробная информация по данному вопросу изложена в газетах «Тошкент окшоми» и «Вечерний Ташкент» от 16 ноября 2009 года», - говорится в сообщении Экодвижения».
Приблизительно тогда же, 16 ноября, на официозном сайте press-uz.info появилась статья под названием «Городу – красоту и зеленый наряд». Поскольку ее автор, Ильмира Зайнутдинова, являлась корреспондентом «Вечернего Ташкента», то можно предположить, что это и была та самая «подробная информация» по вопросу о вырубке деревьев, на которую ссылалось Экодвижение.
Убитая чинара. Центр Ташкента
«…Зеленый наряд столицы трудно представить без деревьев - клена, каштана, живописных ив, белоснежных берез, медоносных лип... (чинар в этом перечне почему-то нет – прим. ред.) – говорилось в статье (орфография сохранена – ред.). - В последнее время увеличилось число хвойных деревьев. …Конечно, и раньше в городе было немало зелени, но она высаживалась беспорядочно, уход за ней практически не осуществлялся. …В настоящее время на основе разработанной специальной «зеленой» программы основной акцент делается на своеобразие архитектуры как города в целом, так и каждой его улицы, площади, учтены традиции районов (?) и их расположение. Разработана отдельная программа по превращению столицы в цветущий город. В этом направлении стали использоваться новые методы, технологии выращивания и посадки зеленых насаждений.
…По заключению экспертов, в настоящее время целесообразно продолжить обновление зеленых насаждений, как это было сделано на территориях многих парков и скверов, которые ныне превратились в поистине излюбленные места отдыха горожан и гостей столицы (изуродованный Сквер, вырубленный парк возле музея Вооруженных сил Узбекистана, парк Горького, изъятый под дворец для чиновников горадминистрации, парк Ленина, изъятый для расширения комплекса резиденции президента – прим. ред.). Безусловно, не успеем оглянуться, подобный зеленый уголок раскинется и в сквере Амира Темура, где пока ведутся благоустроительные работы. Эта зеленая зона занимает небольшую территорию, и каждый, кто не раз бывал здесь, наверняка обращал внимание на скученность деревьев».
Убитая чинара. Центр Ташкента
Далее автор статьи повторяет высказывание анонимного представителя Главного управления благоустройства, именуя его почему-то во множественном числе - «специалистами», - о том, что деревья в Сквере выросли в результате самопосева, что создало «тесноту» между упорядоченными ранее рядами, и что эти деревья «не обладают должной устойчивостью к нашим климатическим условиям», «портят внешний облик города», «не отвечают санитарным и карантинным требованиям», и всё это «отрицательно сказывается на экологии, вредно отражается на здоровье людей». В общем, всё та же песня: чинары - деревья плохие. (А в снесенном здании бывшей церкви, надо полагать, завелся полиомиелитный клещ).
Поскольку цель статьи в «Вечернем Ташкенте» состояла исключительно в том, чтобы выгородить того, кто дал указание вырубить вековые деревья, то естественно, что она наполнена такими фразами как «раньше в городе было немало зелени, но она высаживалась беспорядочно, уход за ней практически не осуществлялся», и так далее. Это опять-таки случай так называемого вранья. Если раньше уход за зеленью не осуществлялся, то когда же были созданы городские парки и скверы? В 1950-60-е годы Ташкент утопал в цветах – об этом достаточно спросить у любого старожила.
Убитая чинара. Центр Ташкента
В действительности принцип озеленения Ташкента был заложен еще раньше, в 1940-е годы. И в том, что сегодня это столь зеленый город, велика заслуга Веры Ивановны Наруцкой, на протяжении полувека занимавшейся озеленением столицы, из них 25 лет в должности главного агронома города. Вместе с группой единомышленников она разрабатывала и воплощала в жизнь научный план озеленения Ташкента. Вот что она рассказывала в интервью газете «Зеркало XXI» в июле 2001 года:
«Мы стали подбирать такой ассортимент (деревьев), который мог бы служить людям не менее чем пятьдесят или сто лет. Во-первых, чтобы они были долговечными. Конечно, чтобы они давали тень, потому что каждая улица, каждый сквер, каждый тротуар должен иметь крону, чтобы человек ходил в тени. Кроме того, они должны интенсивно очищать воздух. Ведь это легкие города. А в то время Ташкент, в основном, был обсажен тополями. …Биологический век есть у каждого дерева, зеленый тополь живет 30-50 лет, а белый тополь 15-20. Дуб в наших условиях может стоять и сто лет, если в арыках будет вода. Сосна тоже. А чинара, если растет возле воды, то простоит и триста лет».
Убитая чинара. Центр Ташкента
То есть, по ее замыслу, деревьям в Ташкенте надлежало быть тенистыми и долговечными. К сожалению, многим ташкентским чинарам дожить до обозначенного Верой Ивановной возраста не суждено: изгрызя Сквер и Бродвей, попутно изведя чинары возле музея Вооруженных сил Узбекистана, мутировавшие короеды добрались до кладбищ. Покуролесили они и в других городах республики. Куда теперь направятся полчища оголодавших вредителей, остается только гадать.
Омар Шарифов, фото © автора