Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Ангрене преследуют правозащитника Дмитрия Тихонова

12.07.2010 17:14 msk, Фергана.Ру

Права человека Узбекистан
Узбекистан: В Ангрене преследуют правозащитника Дмитрия Тихонова

Увеличилось давление властей на активиста Правозащитного альянса Узбекистана в городе Ангрен Ташкентской области, 37-летнего Дмитрия Тихонова. Подняли заведенное около двух с половиной лент назад сфабрикованное против него уголовное дело о покушении на убийство. Около пяти месяцев назад правозащитника жестоко избили двое неизвестных. Готовится новое судебное разбирательство, в котором одна из школ города Ангрена обвиняет правозащитника в нанесении ущерба собственной репутации. А ОВИР уже полтора месяца без всяких объяснений отказывается выдать Тихонову выездную визу. Подробности «Фергане.Ру» рассказывает сам правозащитник.

«Вы покушались на убийство!»

Дмитрий Тихонов занимался тем, что являлся наблюдателем на сфабрикованных судебных делах и пытался противостоять произволу сотрудников ангренской милиции. В частности, он публиковал в интернете информацию о том, что милиция не принимает заявлений пострадавших в результате разбойных нападений и других преступлений, тем самым покрывая преступников. С подачи Тихонова на скамью подсудимых был посажен оперуполномоченный местного Городского отделения внутренних дел (ГОВД) по статье «Сокрытие преступления». Тихоновым была собрана и передана информация по делу об убийстве сотрудниками милиции подследственного Музафара Туйчиева в КПЗ (камере предварительного заключения) ГОВД города Ангрена. Виновные в убийстве были осуждены и приговорены к разным срокам заключения. Тихонову вместе с правозащитницей Еленой Урлаевой удалось также возбудить уголовное дело на главу базаркома ангренского базара по статье о хищениях.

Кроме того, Дмитрий Тихонов защищал права работников Алмалыкского горно-металлургического комбината и вскрыл факты кражи золотоносной руды с золотодобывающих рудников, а также мошенничества ювелиров, продающих низкопробные золотые изделия под видом качественных (например, на изделии стоит клеймо пробы 583, а в действительности проба значительно ниже). Тихонов убедился в том, что все махинации с золотом покрываются местными властями, так что привлечь к ответственности преступников будет довольно трудно, если вообще возможно. Наоборот, отвечать за свою работу теперь приходится самому правозащитнику.

- Я выступил против местных ювелиров, которые воровали золото, продавая изделия со сниженным содержанием этого металла, - рассказывает Тихонов. - После того, как я поймал ювелира Абдрефия Фефилова «за руку», он покушался на меня, это произошло в горной местности. Он столкнул меня с семиметровой скалы и еще бросал в меня сверху булыжники.

- Я написал заявление в милицию, прошел медицинскую экспертизу. Однако нападавший в своих показаниях заявил, что у него точно такие же травмы, как у меня. Стало ясно, что следователь показал ему мое заключение судмедэкспертизы. И показания Фефилов давал те же, что и я в своем заявлении, словно под копирку писал. Получалось, что это я его пытался убить. В общем, чувствовалась «работа» милиции.

Через несколько дней Фефилов подал заявление в милицию, в котором обвинил меня в том, что я напал на него с ножом и пытался убить, - продолжает Дмитрий Тихонов. - Трое человек свидетельствовали в письменной форме, что я ни на кого не нападал и ножа у меня не было. В прокуратуре мне предложили написать прошение об амнистии (то есть признать себя виновным) и пообещали, что позаботятся о том, чтобы люди, которые свидетельствовали о моей невиновности, не понесли наказания за лжесвидетельство. В обмен на прошение об амнистии мне пообещали, что органы оставят меня в покое. Я категорически отказался.

Так Тихонов из потерпевших перешел в обвиняемые - в 2008 году Ангренская прокуратура возбудила против него уголовное дело, о чем Тихонов получил официальное письменное уведомление по почте, по статье 112 «Угроза убийством или применением насилия». Она предусматривает наказание до одного года исправительных работ.

- Во время следствия появились неизвестные мне свидетели, и со всей очевидностью стало ясно, что меня подводят под статью «Покушение на убийство», а это уже девять лет заключения. Следователь ангренской прокуратуры В.Пириев, не скрывая, говорил, что он ведет дело с целью доказать именно мою вину. Моих родственников допрашивали по двенадцать часов подряд до половины первого ночи, при этом следователь применял методы морально-психологического давления, чтобы принудить их оговорить меня. В результате допросов моя жена попала в больницу. Я написал жалобу в аппарат президента, но за беззаконие и пытки до сих пор никто не ответил.

- По неизвестным мне причинам материалы уголовного дела более года лежали в архиве - в милиции мне сообщили, что дело приостановлено в связи с моим отсутствием, но при этом в розыск меня не объявили и по адресам и телефонам, имеющимся в деле, меня больше года не искали. Затем дело было отправлено в Управление МВД по Ташкентской области, а в настоящее время оно находится в ГОВД Ангрена. До сегодняшнего дня мне ни разу не дали возможности ознакомиться с материалами уголовного дела, хотя я многократно требовал это, - говорит Дмитрий. - Мне ни разу не показали постановление о привлечении меня к данному делу, и я могу только догадываться, в качестве кого я в нем фигурирую.

Эвелина Грошева

В последние месяцы Тихонов защищал интересы Эвелины Грошевой, ученицы третьего класса 21-ой школы Ангрена. 10-летняя девочка приходила в школу голодная, вшивая и плохо одетая. Мать девочки, Наталья Грошева, беспробудно пьет и занимается проституцией, продала из дома все вещи, мебель, сантехнику. Вместе с дочерью она ночевала у случайных знакомых, в том числе в притонах. И несколько лет Эвелина жила рядом с бомжами, алкоголиками и проститутками, спала в заброшенных квартирах и даже одна на улице. В отношении девочки была совершена попытка изнасилования.

Тихонов потребовал от администрации школы срочно заняться судьбой девочки. Правозащитник посетил ставшую нежилой квартиру Грошевых, обратился в хокимият. Дело получило огласку, о нем даже написала местная ангренская газета, и властям пришлось предпринимать хоть какие-то действия по исправлению ситуации.

Так, в декабре Эвелину срочно определили в Янгиюльский детский дом-распределитель, где дети могут находиться всего один месяц. Обычно за это время суд лишает их родителей родительских прав, и детей распределяют по детским домам. Но, как ни странно, Ахангаранский межрайонный суд, находящийся в Ангрене, не лишил Наталью Грошеву родительских прав, а отложил заседание на неопределенный срок. И после распределителя девочку вернули матери, с которой она прожила еще более двух месяцев.

В настоящее время Эвелина Грошева находится в детском доме №15 в городе Бука Ташкентской области (около 100 километров западнее Ангрена). Хокимият Ангрена предоставил Тихонову официальное письменное уведомление, что ребенок определен в детдом, а в суд переданы документы на лишение матери, Грошевой Натальи, родительских прав.

Тем временем, по словам правозащитника, в апреле Наталью Грошеву судили за содержание притона. По неподтвержденным данным, от местных жителей в милицию недавно поступило заявление о том, что она обокрала их квартиру. Возможно, Наталья Грошева будет лишена не только родительских прав, но и свободы.

И теперь, после всей этой истории, заведущий Гороно (городского отдела народного образования) Ангрена сообщает, что администрация ангренской школы №21 собирается подать на Тихонова в суд. Вероятно, директор, завуч и классный руководитель Эвелины планируют отсудить у правозащитника денежную компенсацию за ущерб, якобы нанесенный репутации школы: правозащитник обвинил администрацию школы в халатном исполнении своих педагогических обязанностей и в равнодушии к тяжелой ситуации, сложившейся в жизни девочки. Кроме того, в администрации школы намекают на нездоровый интерес правозащитника к судьбе ребенка и дают понять, что правозащитник является педофилом. Имеются ли у администрации школы доказательства и будут ли они отвечать перед судом за клевету и слухи, которые распускают, пока неизвестно.

«Зачем пишешь в Интернет?!»

Вечером 23 февраля 2010 года Дмитрия Тихонова в его гараже избили двое неизвестных. Бандиты напали на правозащитника сзади: один из них стал Дмитрия душить, а когда тому удалось вырваться, второй преступник сильно ударил его железной трубой по голове. Дмитрий потерял сознание. В этом состоянии его обнаружил близкий друг, который довез Тихонова до 1-й городской больницы. Врачи констатировали сотрясение мозга и ушиб височной области. Как считает Дмитрий Тихонов, целью нападения на него было убийство, и он остался в живых совершенно случайно.

После нападения прошло 4,5 месяца. Дмитрий подлечился и сегодня уже нормально себя чувствует.

Один из нападавших сказал правозащитнику: «Зачем ты пишешь в Интернет?» По убеждению Тихонова, нападение было мотивировано его правозащитной деятельностью, он назвал милиционерам сразу нескольких людей, которые могли бы за этим стоять.

Однако о ходе расследования правоохранительные органы Тихонову ничего не сообщают, поэтому он предполагает, что следствие зашло в тупик. Если милиционеры и нашли преступников, то, возможно, те от них откупились и не понесут ответственности. Не исключено также, что избиение правозащитника было организовано властями города или страны, тогда, по понятным причинам, никто так и не будет найден.

Виза

Дмитрий Тихонов по профессии зоолог, и нынешней весной его пригласили участвовать в зарубежной научной экспедиции. 26 мая 2010 года Тихонов оплатил госпошлину 20 тысяч сум (примерно 12 долларов по курсу Центробанка) и сдал документы на получение выездной визы из Республики Узбекистан: стикер разрешительной записи в паспорте, которая в течение двух лет действительна для временного выезда за границу.

Согласно постановлению Кабмина от 1995 года, в течении 15 дней ОВИР обязан выдать визу либо дать официальный отказ в выдаче визы с объяснением причин этого отказа. Но придя через 15 дней в ОВИР Ташкентской области, Дмитрий узнал, что его фамилии нет в списках на получение выездной визы.

Он дважды обращался по телефону доверия в МВД с просьбой предоставить либо визу, либо объяснение отказа в визе. Сотрудник МВД оба раза перенаправлял правозащитника к заместителю начальника ОВИРА по Ташобласти. Там ему сообщили, что госкомиссия, которая дает разрешение на выезд граждан за границу и состоит из представителей силовых органов и спецслужб, его документы не прислала.

На сегодняшний день, через 48 дней после подачи им документов в ОВИР, Дмитрий Тихонов так и не добился получения вожделенной визы. Тихонов написал заявления в Министерство внутренних дел и в Республиканский ОВИР с просьбой разобраться в ситуации и предоставить выездную визу либо письменный ответ о причине отказа. МВД и Республиканский ОВИР ответили, что обращения Тихонова переданы для разбирательства в ОВИР по Ташкентской области.

Случай Д.Тихонова невольно напоминает ситуацию с визами в Туркменистане, где примерно 20 тысяч людей попали в «списки невыездных» и ни под каким видом не могут получить визу.

Что касается Дмитрия Тихонова, то в двух словах его ситуация такова: в связи с правозащитной деятельностью его уже дважды пытались убить, но ему повезло, и он выжил. В первом случае имя нападавшего известно, но уже понятно, что он не понесет наказания: прокуратура с точностью до наоборот переквалифицировала статус правозащитника в этом уголовном деле. Расследование продолжается очень пассивно, но рано или поздно все же состоится суд, который вряд ли вынесет решение в пользу Тихонова. Во втором случае имена нападавших неизвестны, и скорее всего, мы их и не узнаем, то есть опять никто ответственности за преступление не понесет.

Между тем, Дмитрия Тихонова, видимо, собираются обвинить в нанесении ущерба репутации школы. Возможно, обвинение в педофилии будет включено в судебный иск, и тогда уж, несомненно, «доказательства» появятся – есть большая вероятность, что инициатива подачи иска против Тихонова не принадлежит школе, а навязана властями сверху. В этом случае все обвинения против правозащитника, в том числе и в педофилии, будут «доказаны».

Тихонову предстоят два суда, и у него почти нет шансов на нормальное судебное разбирательство.

Похоже, что узбекские власти всерьез и надолго собираются упрятать в тюрьму очередного поднадоевшего им гражданского активиста, как они уже сделали со многими его коллегами. Наверное, поэтому и не выдают Дмитрию Тихонову выездную визу.

Соб.инф.