Жавлон Мирзаходжаев: «Моя вина не доказана»
Фото © информагентство «Фергана»
Жавлон Мирзаходжаев — один из шестерых лидеров узбекской общины Кыргызстана, осужденных по обвинениям в причастности к организации трагических событий 2010 года.
Основателю и владельцу некогда влиятельной телекомпании «Мезон-ТВ» Ж.Мирзаходжаеву инкриминировался целый ряд статей Уголовного кодекса Кыргызстана: ст.233 («Организация и участие в массовых беспорядках») ст.295 («Сепаратистская деятельность, то есть деятельность, направленная на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории или дезинтеграция государства, совершенные насильственным путем»), ст.299 («Возбуждение национальной, расовой религиозной или межрегиональной вражды»), ст.30–97 («Соучастие в убийстве»), ст.221 («Использование служащим коммерческой или иной организации своих служебных полномочий вопреки интересам этой организации в целях извлечения выгоды для себя»), ст.229 («Незаконное создание вооруженного формирования»). В итоге Мирзаходжаев заочно приговорен к 14 годам лишения свободы.
О возбуждении против него уголовного дела Мирзаходжаев узнал лишь в апреле 2011 года. «На встрече со следователем в мае прошлого года он мне говорил, что я прохожу как свидетель в расследовании произошедших весной того года беспорядков», - рассказал Мирзаходжаев в интервью Комитету по защите журналистов (КЗЖ). - Но в апреле этого года, как по заказу, в подконтрольных властям СМИ была опубликована информация о том, что начинается заочный судебный процесс над узбекскими лидерами и журналистами, с точными указаниями статей уголовного кодекса. Нас обвинили в убийствах, организации и участии в массовых беспорядках, возбуждении межнациональной розни, сепаратизме, и использовании служебного положения для извлечения личной выгоды. Судя по вердикту суда, все эти обвинения абсурдны и беспочвенны, и ни одно из них не было доказано ни на стадии следствия, ни в суде».
В конце июля 2010 года вместе с гендиректором «Ош-ТВ» Халилом Худайбердиевым Мирзаходжаев разослал письма в Генеральную прокуратуру Кыргызстана, ОБСЕ и иностранные посольства в Бишкеке с сообщением о том, что прокурор Ошской области и милиция заявили об их причастности к беспорядкам, произошедшим 19 мая в Джалал-Абаде, однако официальных обвинений выдвинуто не было. «Мы знаем, что мэр [Оша] выразил свое недовольство относительно нашего освещения событий во время заседания в его кабинете», - цитирует Мирзаходжаева Medialaw.kg.
Позже Мирзаходжаев, опасаясь преследований, уехал из Киргизии, в настоящее время живет в Швейцарии, где за несколько дней до вынесения приговора получил статус политического беженца.
КЗЖ провел собственное исследование, в ходе которого опросил киргизских журналистов, правозащитников, представителей правительства Кыргызстана, и выяснил, что выдвинутые прокуратурой обвинения в отношении Худайбердиева и Мирзаходжаева, по сути, беспочвенны и сфабрикованы в отместку за их журналистскую деятельность. А именно — за то, что весной 2010 года их телеканалы показали в прямом эфире митинг протеста против свергнутого президента Курманбека Бакиева. На этом митинге лидеры узбекской общины призывали народ воздержаться от насилия и поддержать переходное правительство Розы Отунбаевой.
«В качестве СМИ «Мезон-ТВ» освещал все, что происходило в республике. Майские митинги протеста в Джалал-Абаде против возвращения Бакиева мы выдали в новостной эфир с пометкой «без комментариев», то есть, показали как есть. Должен сказать, что показанные нами сюжеты не содержали никаких антиконституционных призывов, да и не могли по своей форме и содержанию», - пояснил Ж.Мирзаходжаев. - «Каждый день, вплоть до начала июньского конфликта, мы передавали в эфир выступления представителей регионального правительства, которые призывали людей поддержать Отунбаеву и ее переходное правительство, не поддаваться на провокации со стороны бакиевского окружения и воздержаться от насилия. Следуя логике следствия, если «Мезон-ТВ» обвиняется в сепаратизме, то власти Кыргызстана должны предъявить эти обвинения самим себе, а не нам, журналистам. Мы лишь показывали их собственные выступления».
В мае 2011 года на встрече в Нью-Йорке с представителями правительства Кыргызстана представитель КЗЖ поинтересовался у них, является ли освещение в СМИ митингов протеста уголовно-наказуемым деянием в их стране. Представитель президентской администрации Мира Карыбаева ответила, что не является, однако затруднилась с объяснением причины уголовного преследования Худайбердиева и Мирзаходжаева.
«У прокуратуры нет никакого подтверждения того, что я собирал народ в Джалал-Абаде и призывал людей к массовым беспорядкам, вооружал кого-либо боевым оружием, - продолжает создатель «Мезон-ТВ». - «Есть ли изъятое огнестрельное оружие, которое я якобы раздавал, и которое признано вещественным доказательством по данному делу? Также в деле нет свидетельских показаний о том, что я выступал с призывом к межэтническому насилию. Я вообще не присутствовал на митингах протеста, а все время находился в офисе «Мезон-ТВ». Также нет доказательств того, что я участвовал в деятельности организации, которая была признана судом сепаратистской».
В июне КЗЖ потребовал от президента Кыргызстана прекратить преследования Х.Худайбердиева, Ж.Мирзаходжаева и осужденного на пожизненное заключение правозащитника, этнического узбека Азимжана Аскарова, заявив, что это противоречит заявлениям Отунбаевой о приверженности свободе прессы и верховенству закона, и сводят на нет усилия правительства по восстановлению межэтнического доверия в стране, глубоко расколотой со времени июньского конфликта 2010 года. Однако, судя по приговору, ни призывы КЗЖ, ни заявления и доклады других авторитетных правозащитных организаций (Human Rights Watch, Amnesty International) действия не возымели.
«Ни одно обращение моего адвоката не было поддержано ни судом, ни следственными органами. По-видимому, они не хотели нарушать «сценарий», который им спустили для исполнения», - считает Ж.Мирзаходжаев. - «Сфабрикованные следователями прокуратуры обвинения точно так же, как вердикт суда, показывают, что госорганы используются для устрашения национальных меньшинств, живущих в Кыргызстане. И хуже всего то, что отсутствие внятной реакции на эти сфабрикованные дела со стороны президента страны и досудебное объявление парламентом виновников конфликта в июне этого года оказали прямое давление на суд и его решение».
Жавлон Мирзаходжаев все же надеется восстановить справедливость и намерен «использовать все возможные права по Конституции Кыргызстана и по всем международным актам и соглашениям, подписанным КР, чтобы доказать свою невиновность».
Отвечая на вопрос КЗЖ о нынешнем состоянии узбекскоязычных СМИ на юге Кыргызстана, Мирзаходжаев ответил, что таких практически нет, осталась «лишь одна государственная газета, выходящая тиражом в 1000 экземпляров, которая полностью зависит от властей. Новости на узбекском языке на юге доступны только из телеканалов Узбекистана, а это - другое государство, другая идеология».
«Преследования журналистов и работников СМИ со стороны государственных органов, нападения и запугивания физическим уничтожением со стороны криминала - все это стало обычным явлением за последний год. Многие журналисты запуганы, и вряд ли это способствует развитию свободы слова», - отмечает Ж.Мирзаходжаев. - «За прошедший год только на юге Кыргызстана прекратили свое существование пять крупных СМИ, находятся в изгнании и преследуются свыше 30 сотрудников СМИ, избито более десяти. Это смело можно называть террором против свободы слова».
Изменится ли ситуация с приходом нового президента Кыргызстана — Алмазбека Атамбаева? У Мирзаходжаева теплится надежда, что Атамбаев способствует принятию справедливых и законных решений по делам лидеров узбеков, правозащитника Азимжона Аскарова и всех избитых и запуганных сотрудников СМИ.
«Но ему в этом нужно помочь, необходимо обращение к президенту - открытое письмо от знаменитых людей из всех государств, заинтересованных в том, чтобы демократические изменения пришли на смену национализму и трагическим событиям прошлого года», - считает создатель «Мезон-ТВ». - «Эта акция необходима. Она покажет, что журналисты и правозащитники Кыргызстана не одиноки в своей борьбе за правду, что в международном сообществе есть сила и поддержка в деле сохранения демократии и прав человека в нашей стране. Эта акция необходима для улучшения условий свободы прессы; для того, чтобы независимая пресса смогла восстановиться и начала работать в целях развития гражданского сообщества, и делала это без боязни преследований».
Международное информационное агентство «Фергана»