Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Узбекистане освобождён ещё один политзаключённый - Солижон Абдурахманов

В Узбекистане освобождён ещё один политзаключённый - Солижон Абдурахманов

Из Узбекистана продолжают приходить добрые вести: 4 октября вышел на свободу журналист и правозащитник Солижон Абдурахманов, проведший в заключении более девяти лет по сфабрикованному обвинению. Об этом «Фергане» сообщил представитель правозащитного общества «Эзгулик» Абдурахман Ташанов.

Краткая справка

Солижон Абдурахманов был арестован 7 июня 2008 в Нукусе – столице автономной Республики Каракалпакстан — по обвинению в незаконной продаже наркотиков, которые якобы были обнаружены в машине журналиста. Он категорически отверг это обвинение, утверждая, что наркотики в его машину были подброшены. 10 октября того же года Нукусский городской суд по уголовным делам приговорил Абдурахманова к 10 годам заключения в колонии общего режима.

Тогда адвокат Абдурахманова Рустам Туляганов и многие правозащитники заявили, что судебный процесс по его делу был спектаклем, цель которого — подавить инакомыслие и свободу слова, поскольку Солижон Абдурахманов занимал активную гражданскую позицию, в своих материалах защищал права фермеров и предпринимателей, поднимал темы экологии бассейна Аральского моря, детского труда, проблемы системы образования, другие острые социальные вопросы. До своего ареста Абдурахманов работал корреспондентом Uznews.net, британского Института по освещению войны и мира (IWPR), а также был сотрудником Комитета защиты прав личности в Каракалпакстане.

В заключении состояние здоровья Абдурахманова, который страдает язвой желудка, не раз ухудшалось, и его неоднократно отправляли из колонии в Кашкадарье в ташкентскую тюремную больницу, называемую «Сангородом». Тяжелобольного журналиста наказывали якобы за проступки пытками и помещением в штрафной изолятор колонии.

В октябре 2013 года поводом для такого наказания стало интервью о состоянии здоровья Абдурахманова, данное его родными прессе. Спустя два дня после выхода публикации родственникам, пришедшим к журналисту на свидание, сообщили о его отправке в ШИЗО и отказались взять для него передачу, в том числе диетические продукты и необходимые для лечения лекарства. После этого жена Абдурахманова Шукуржон в сердцах попросила правозащитников прекратить деятельность по защите ее мужа и нигде не упоминать его имени. «Чем больше вы его защищаете, тем чаще его пытают. Если вы хотите, чтобы Солижон не мучился, нигде его более не упоминайте», - сказала она в слезах правозащитнице Мутабар Таджибаевой.

Пенсионный возраст журналиста позволял ему выйти на свободу по ежегодно объявляемой в Узбекистане амнистии, освобождавшей заключенных старше 60 лет. Однако каждый раз руководство колонии в Кашкадарьинской области, где он отбывал наказание, приписывало ему «проступки», которых журналист не совершал, из-за чего он не попадал в списки подлежащих амнистии.

Международные правозащитные организации Reporters Without Borders, Amnesty International и Human Rights Watch назвали Солижона Абдурахманова узником совести и неоднократно призывали узбекские власти снять с него все обвинения и освободить из колонии.

Процесс пошёл

За небольшой промежуток времени из узбекских тюрем были отпущены несколько человек, освобождения которых международное сообщество добивалось годами. И, возможно, не скоро бы добилось, если бы в стране не сменился, наконец, президент и место Ислама Каримова не занял Шавкат Мирзиёев. Начавшийся с его приходом к власти период некоторые наблюдатели называют «оттепелью». Узбекистан демонстрирует доброжелательность, готовность к либерализации государственной системы и демократизации общества и тому подобное. Среди таких сигналов - освобождение из мест заключения людей, которых гражданское общество считает узниками совести, политзаключёнными.

Одним из первых – в октябре 2016 года - на свободу был отпущен бухарский правозащитник Бобомурад Раззоков. В сентябре 2013 года он был приговорён к 4 годам лишения свободы по обвинению в торговле людьми. Друзья и коллеги Раззокова считают дело сфабрикованным: по их мнению, власти расправились с ним в отместку за его правозащитную деятельность.

Спустя месяц был освобождён бывший депутат Верховного Совета Узбекской ССР 72-летний Самандар Куканов, который находился за решёткой с 1993 года, то есть – 24 года. Он был арестован в июле 1992 года по обвинениям в экономических преступлениях, связанных с якобы финансированием оппозиционной партии «Эрк». Его целый год держали его в полной изоляции, без доступа к адвокату в подвале одного из объектов СНБ в Ташкенте; стоит ли говорить, что к нему применяли пытки – этого, похоже, не избежал ни один политзаключённый в Узбекистане...

В феврале 2017-го на свободу вышел бывший главный редактор газеты «Эрк», брат Мухаммада Салиха - лидера оппозиционного Народного движения Узбекистана, - Мухаммад Бекжан (Бекжанов), который был обвинён в причастности к взрывам в Ташкенте 16 февраля 1999 года и в том же году осуждён на 15 лет заключения. Но провёл за решёткой почти на три года больше.


Слева вверху: Бобомурад Раззоков, Самандар Куканов, Мухаммад Бекжан. Слева внизу: Эркин Мусаев, Азам Фармонов, Джамшид Каримов

В марте стены психиатрической больницы покинул, наконец, независимый журналист Джамшид Каримов. Он был известен журналистскими расследованиями противозаконной деятельности местных властей, из-за чего неоднократно подвергался нападениям и избиениям неизвестных. В 2006 году его на пять лет отправили в психиатрическую больницу. А в 2012-м, через два месяца после того, как его выпустили, отправили туда вновь…

В августе 2017 года из тюрьмы вышел бывший начальник управления внешнеэкономических связей Министерства обороны Эркин Мусаев. Он был осуждён в 2006 году на 15 лет лишения свободы по обвинению в измене государству и разглашении государственных секретов.

Третьего октября ворота на волю открылись и для джизакского правозащитника Азама (Аъзама) Фармонова, который провёл в заключении более 11 лет.

Всем миром

«США приветствуют освобождение правозащитника Аъзама Фармонова вслед за освобождением Мухаммада Бекжанова, Мурода Джураева, Эркина Мусаева, Джамшида Каримова и других осужденных к длительным срокам лишения свободы узников совести. Мы приветствуем эти позитивные шаги и надеемся, что они сигнализируют о предстоящем освобождении и других заключенных и о более открытом отношении к гражданскому обществу. Множество международных правозащитных групп поднимали вопрос о длительном заключении Аъзама Фармонова по сомнительным обвинениям в 2006 году, а Комиссия ООН против пыток в 2013 году призвала к освобождению Фармонова. Соединенные Штаты Америки признают приверженность Президента Мирзиёева к укреплению защиты прав человека в Узбекистане, о чем говорилось в его выступлении в Организации Объединенных Наций, и мы надеемся на устойчивую стабильность и прогресс на пути к широким политическим, социальным и правозащитным реформам», - такое заявление было размещено 3 октября на сайте посольства США в Узбекистане.

Освобождение политзаключённых – результат многолетних усилий международного правозащитного сообщества и правительств стран Запада. Отметим, что выход на волю Фармонова и Абдурахманова произошёл на фоне визита в Узбекистан Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии и убеждений Ахмеда Шахида (Ahmed Shaheed). В первые дни пребывания в этой стране он встретился с главой узбекского МИДа Абдулазизом Камиловым, руководством Министерства юстиции, с главой МВД, омбудсменом Улугбеком Мухаммадиевым, директором Национального центра по правам человека Акмалем Саидовым и другими.

Приезд Ахмеда Шахида – знаковый: из всех докладчиков структур ООН по правам человека Узбекистан посещал лишь спецдокладчик по пыткам - в 2002 году. С тех пор Узбекистан не давал им разрешения на въезд. Но президенты, как ни странно для этого государства, меняются. Меняется, к счастью, и политический климат. Не так быстро и качественно, как хотелось бы очень многим, но и такой темп оказывается спасительным – для некоторых политзаключённых. Очень хочется, чтобы для всех.

В том числе – для журналиста Бобомурода Абдуллаева, которого неожиданно схватили 27 сентября 2017 года и обвиняют в посягательстве на конституционный строй Узбекистана.

Международное информационное агентство «Фергана»