Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Пока Путин принимает Каримова, в Штатах выслушают Мухаммада Салиха и независимых журналистов

28.06.2005 10:23 msk, Даниил Кислов

Анализ

Каждая встреча президентов России и Узбекистана традиционно сопровождалась заявлениями об укреплении сотрудничества в области экономики и активизации совместной борьбы с терроризмом. Рабочий визит Ислама Каримова в Москву, начинающийся сегодня, - результат еще большего сближения руководства России и Узбекистана после «андижанских событий». Что же сегодня объединяет лидеров двух государств - опасения по поводу распространения "цветных революций", террористы с юга или угроза личной власти?

Борьба с террористами и "другими глобальными угрозами и вызовами", по словам представителя российского МИДа Александра Яковенко, остаются "одной из центральных тем российско-узбекского политического диалога" и сегодня. В российском МИДе и в Минобороны настаивают на том, что в Ферганской долине имели место именно террористические выступления исламистов, а не акции народного отчаяния. Это именно то, что хотел услышать от российского руководства Ислам Каримов. Разумеется, за такую моральную поддержку Ислам Каримов готов предоставить российскому бизнесу самые выгодные позиции в топливно-энергетическом комплексе, не доставшиеся бывшим «стратегическим партнерам». По сообщениям узбекского МИДа, соглашения, подписанные между национальной компанией "Узбекнефтегаз" и российскими "ЛУКОЙЛом" и "Газпромом", предусматривают добычу и транспортировку газа, а также исследование и освоение новых нефтегазовых месторождений. Согласно договоренностям, для этих целей в Узбекистан будут привлечены российские инвестиции на сумму в $2,5 млрд.

То, что критика авторитарного правления в Узбекистане со стороны Запада будет только усиливаться, стало ясно еще пару лет назад. Как будто предчувствуя тяжелые времена, Узбекистан начал «разводиться» со Штатами. Еще за пару месяцев до Андижана (а не после, как ошибочно сообщали некоторые СМИ) с военной базы в Ханабаде было запрещено большинство полетов. А сразу после майского вооруженного мятежа в Ферганской долине в продлении узбекской визы было отказано полусотне волонтеров Корпуса Мира, международные наблюдатели под эгидой НАТО не допущены к расследованию "событий", а узбекские газеты запестрили антиамериканской риторикой.

Поддерживая Ислама Каримова, Россия, в свою очередь, тоже не боится с кем-то испортить отношения. С Бушем Путин проблему Андижана еще открыто не обсуждал и не ссорился. Но на Афганистан с Пакистаном российский МИД и Минобороны уже «наехали», утверждая, пока бездоказательно, что на территории этих стран расположены лагеря подготовки боевиков, стремящихся нарушить покой в Ферганской долине.

Суровая реальность геополитики и крупного бизнеса такова, что Россия готова закрыть глаза на истинные причины антиправительственных волнений в Андижане. Как в свое время закрыла глаза на нарушения прав русскоязычного меньшинства в Туркмении, обменяв, по выражению журналистов, «сто тысяч русских на поставки газа». В Кремле, подсчитывая будущие доходы от добычи и транспортировки узбекских углеводородов, «не замечают», что на площадь в Андижане вышли не «хизбутчики» и террористы, а пока еще пророссийски настроенные мирные граждане. Мольба одного из лидеров «акромистов», обращенная к России, как к потенциальному посреднику на переговорах восставших с властями, также не была услышана.

Российская верхушка делает вид, что не замечает, как кресло под узбекским президентом закачалось. Но считать, что, ставя на действующего президента Узбекистана, Москва совершенно не озабочена поисками вероятной замены узбекскому президенту, по меньшей мере, наивно. С лета позапрошлого года в Москве практически постоянно находится Гульнара Каримова, имеющая хорошие отношения с советником Путина Сергеем Ястржембским. И если дочь Ислама Абдуганиевича сама и не метит в президенты, подбор преемника и консультации по его кандидатуре происходят точно не без ее участия. Ведь сегодня Гульнара – одна из наиболее влиятельных фигур в бизнесе и политике Узбекистана.

Москва никогда не имела официальных или тайных контактов с узбекской оппозицией. Однако, рано или поздно их не избежать. Кремлю еще предстоит поближе познакомиться с самостоятельными и марионеточными фигурами на этом поле.

И вот – первое знакомство. Параллельно встрече Каримова с Путиным в Москву по приглашению «политических и деловых кругов России» приехал лидер «Солнечной Коалиции» Узбекистана Санжар Умаров, которого многие считают «креатурой» Гульнары Каримовой. Эта персона, как черт из табакерки, появилась на публике совсем недавно. Человек, который стоял у истоков создания крупнейшей сотовой компании «Уздунробита», курировал поставки ракетного топлива для сил антитеррористической коалиции, а несколько последних лет прожил в США, называет себя «олигархом». В программе его не то партии, не то общественного движения (пока не зарегистрированного в Минюсте Узбекистана) ярко и патетично говорится о либерализации всех сфер экономики и политической жизни страны.

«Солнечная Коалиция» позиционирует себя как единственная конструктивная оппозиция действующей власти. Независимо от того, какие силы реально стоят за Умаровым, «олигарх» и его сторонники понимают, что дружить надо и с США и с Россией одновременно. Буквально на днях «Солнечная Коалиция» направила Кондолизе Райс открытое письмо, в котором «андижанский мятеж» назван «прямым следствием несостоятельности узбекского правительства во главе с Президентом Исламом Каримовым». С кем будет встречаться господин Умаров в Москве и какую позицию будет озвучивать, пока неизвестно. Но сам факт совпадения его поездки с визитом главы государства кажется неслучайным.

Завтра же интересная встреча состоится и в Вашингтоне. «Кризис в Узбекистане: оценка ситуации и возможные последствия» - так называется публичная дискуссия, которая пройдет 29 июня в Сенате США. Действующий Помощник Министра обороны США по политике международной безопасности Мира Рикардел встретится с одним из полузабытых узбекских оппозиционеров - более десяти лет живущим в эмиграции лидером партии "Эрк" Мухаммадом Салихом. Докладывать в Сенате будет и директор представительства IWPR в Узбекистане Галима Бухарбаева. Вашингтон демонстрирует Исламу Каримову, что не намерен довольствоваться данными официального расследования. Галима Бухарбаева, под давлением узбекских властей практически закрывшая свой офис в Ташкенте, может рассказать про расстрел в Андижане очень многое: она находилась там с 12 мая и даже сама попала под огонь правительственных войск.

Мир остался двуполярным. Россия и США прощупывают свои перспективы в Узбекистане параллельно. Ситуация вокруг Ташкента не может не сказаться на российско-американских отношениях. Договорятся ли две наиболее влиятельных в этом регионе державы между собой? Не исключено, что уже пытаются договориться. А Ислам Каримов пока не собирается сдавать свои позиции и однозначно уходить на покой. Международные интриги вокруг Узбекистана еще только начинаются.