Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Годовщина Андижана: Посольство США соболезнует, правозащитники настаивают на международном расследовании

Годовщина Андижана: Посольство США соболезнует, правозащитники настаивают на международном расследовании

Посольство США в Узбекистане разместило на своем сайте соболезнование по поводу произошедших 13 мая 2005 года трагических событий в Андижане.

«Сегодня Соединенные Штаты Америки вспоминают события, которые произошли в Андижане одиннадцать лет назад и вновь выражают свое глубокое соболезнование всем тем, кто пострадал во время и в результате этой трагедии», - говорится в сообщении.

Диппредставительство подчеркивает, что «США регулярно призывают к примирению, подотчетности и уважению прав всех граждан в качестве наилучшего средства для обеспечения мира и стабильности в будущем».

С заявлениями выступили и авторитетные международные правозащитные организации. В частности, Human Rights Watch считает, что США, Европейский Союз и международные структуры должны призвать узбекское правительство к ответственности за андижанские события, во время которых «узбекские правительственные силы убили сотни мирных демонстрантов». Human Rights Watch настаивает на необходимости поднять в Совете по правам человека ООН вопрос об удручающей ситуации в правозащитной сфере Узбекистана и справиться с упорным отказом узбекских властей от сотрудничества с наблюдательными органами ООН путем создания отдельной позиции эксперта - для обеспечения устойчивого контроля и подготовки докладов о положении в области прав человека в этой стране.

Международные партнеры Узбекистана, в том числе США и ЕС, должны ясно дать понять узбекским властям, что, если они не добьются ощутимого улучшения в области прав человека, к ним будут применены точечные ограничения, такие как визовые запреты и замораживание активов узбекских правительственных учреждений и лиц, ответственных за серьезные нарушения прав человека. Они также должны стремиться к созданию специального докладчика, посвященный записи Узбекистана в области прав человека в Совете по правам человека Организации Объединенных Наций.

В течение десяти лет Государственный департамент США считает Узбекистан «страной, вызывающей особую озабоченность» в связи с ограничением религиозной свободы. Однако Белый дом не ввел санкции, объясняя это бездействие соображениями государственной безопасности.

Human Rights Watch напоминает, что до сих пор Узбекистан отказывается раскрыть местонахождение политических заключенных Акрама Юлдашева и Нуриддина Джуманиязова. Между тем, отказ в предоставлении или сокрытие информации о судьбе или местонахождении лица, лишенного свободы, представляет собой насильственное исчезновение, а это, согласно международному праву, является преступлением.

В январе 2016 года правозащитникам стало известно, что 52-летний Юлдашев, один из самых известных религиозных деятелей Узбекистана, умер в тюрьме в 2010 году туберкулеза. Он должен был выйти в феврале 2016 года, но никто не знал о его смерти, потому что с 2009 года власти отказывались давать информацию о его местонахождении или судьбе.

Среди тех, кто заключен в тюрьму без всякой причины, кроме как за мирное осуществление своего права на свободу выражения мнения, 14 правозащитников: Азам Фармонов, Мехринисо Хамдамова, Зульхумор Хамдамова, Исроилжон Холдоров, Гайбулло Джалилов, Нуриддин Джуманиязов, Матлюба Камилова, Ганихон Маматханов, Чуян Маматкулов, Зафаржон Рахимов, Юлдаш Расулов, Бобомурод Раззоков, Фахриддин Тиллаев и Агзам Тургунов.

Еще пятеро заключенных - журналисты: Солижон Абдурахманов, Мухаммад Бекжанов, Гайрат Михлибоев, Юсуф Рузимурадов и Дильмурад Саидов. Еще трое - активисты оппозиции: Самандар Куканов, Кудратбек Расулов и Рустам Усманов; семь независимых религиозных деятелей, воспринимаемых как критики правительства: Рухиддин Фахриддинов, Ботирбек Эшкузиев, Бахром Ибрагимов, Даврон Кабилов, Эркин Мусаев, Даврон Тоджиев и Равшанбек Вафоев; одна заключенная - Дилором Абдукодирова - была свидетелем расстрела в Андижане.

Несколько правозащитных организаций выступили с единым заявлением, это - IPHR (Международное партнерство по правам человека), ACAT-France (Христиане против смертной казни и пыток), AHRCA (Ассоциация «Права человека в Центральной Азии»), RSF (Репортеры без границ) и NHC (Норвежский Хельсинкский Комитет). Они почтили память жертв самой кровавой расправы над участниками митинга за последние 25 лет в Узбекистане и выразили обеспокоенность по поводу того, что власти этой страны продолжают репрессии против тех, кто высказывается о событиях одиннадцатилетней давности.

«13 мая 2005 года на центральной площади Бабура в Андижане собралось несколько тысяч людей, чтобы выразить свое недовольство репрессивной политикой правительства и экономическими трудностями. Узбекские правоохранительные органы и силы безопасности окружили толпу и открыли огонь по протестантам, подавляющее большинство которых были безоружны. Они не предупредили и не попытались предпринять другие меры сдерживания толпы, такие как водомет или слезоточивый газ, и игнорировали крики и мольбы митингующих прекратить стрельбу. В результате расстрела толпы сотни людей погибли и еще больше были ранены. Среди жертв было много женщин, детей и стариков. По официальным данным, было убито 187 человек, но по неофициальным оценкам, убитых было гораздо больше: от 500 до 1500», - напоминают правозащитники.


Чтобы перейти в Галерею и просмотреть другие андижанские снимки Дениса Синякова, кликните на фото

В дальнейшем сотням людей были предъявлены обвинения в насилии, судебные слушания проходили втайне и за закрытыми дверями, и подсудимые получили длительные сроки тюремного заключения. Многие были вынуждены бежать из Узбекистана. Ни одно из должностных лиц, причастных к расстрелу, не было привлечено к ответственности, подчеркивается в заявлении.

Правительство Узбекистана относится к «Андижанскому вопросу» как к внутреннему и отвергло все международные призывы к проведению действенного, независимого и объективного расследования событий мая 2005 года - в нарушение международных обязательств по правам человека.

«В Узбекистане укоренилась практика лишения свободы на основании показаний, данных против себя и добытых под пытками, — говорит Жулия Бурбон глава отдела по Центральной Азии АСАТ. - Приговоры многократно продлеваются, пока люди находятся в заключении. Тысячи политзаключенных годами пребывают в условиях, сравнимых с пытками и жестоким обращением».

Хотя со дня Андижанской трагедии прошло 11 лет, многие обстоятельства остаются невыясненными. В частности, необходимо установить число погибших, раненных, без вести пропавших, а также прекратить преследовать свидетелей и активистов гражданского общества, которые требуют расследования трагедии.

Продолжаются репрессии и преследования в отношении тех, кто покинул Узбекистан и обосновался в России и по всему СНГ. Оставшиеся в Узбекистане родственники андижанских беженце находятся под постоянным давлением государственных органов. Злоупотребляя механизмами Интерпола, Узбекистан объявляет активистов гражданского общества в международный розыск.

«Коррупция широко распространена во всех эшелонах власти в Узбекистане, и это разрушает верховенство закона и подрывает принципы Конституции, - говорит Надежда Атаева, президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии». - Отсутствие свободы слова и независимости судебной власти только поощряет практику пыток и современных форм рабства. Мы должны помнить об Андижанской трагедии и не молчать о ситуации в Узбекистане».

«Мы не забудем трагические события в Андижане, несмотря на старания властей заставить молчать тех, кто осмелился сообщить о трагедии 13 мая 2005 года. Журналисты играют решающую роль в напоминании всему миру о репрессиях властей Узбекистана в отношении народа – от хлопкоробов до работников СМИ. Мы солидарны с журналистами Узбекистана, которые продолжают страдать от насилия, заключения, пыток или изгнания в наказание за осуществление своего права на самовыражение», - сказал Йоханн Бихр, руководитель сектора Восточной Европы и Центральной Азии RSF.

Международное сообщество должно помнить о трагических событиях в Андижане и пристально следить за нарушениями прав человека, происходящими в Узбекистане. Внешнее давление особенно важно в привлечении к ответственности за Андижанские события и для улучшения ситуации с основополагающими правами человека и развитием гражданского общества в Узбекистане, уверены правозащитники.

«Позволить забыть об андижанской расправе значит позволить узбекским властям уйти от ответственности за самые тяжелые преступления, - поясняет консультант IPHR Рэйчел Буглер. - Международное сообщество должно продолжать требовать привлечения к ответственности за трагедию, а Совет ООН по правам человека должен учредить должность Специального докладчика по ситуации с правами человека в Узбекистане».

Члены Совета по правам человека ООН, включая США и страны-членов ЕС, должны публично и в частном порядке настаивать на том, чтобы Узбекистан выполнял основные обязательства в области прав человека, - в качестве условия для поддержания двусторонних отношений, заявляет Human Rights Watch. Организация считает, что узбекское правительство должно:

- освободить всех заключенных правозащитников, журналистов, политических и религиозных заключенных;

- не создавать неправительственным организациям препятствий для работы в Узбекистане;

- в полной мере сотрудничать со всеми соответствующими наблюдателями ООН по различным вопросам прав человека;

- гарантировать свободу слова и средств массовой информации;

- реализовать положения конвенций против принудительного и детского труда, в полной мере сотрудничать с Международной организацией труда (МОТ);

- проводить выборы в соответствии со стандартами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Напомним, по официальной версии, в ночь на 13 мая 2005 года и в течение следующего дня в Андижане был совершен вооруженный захват тюрьмы и ряда правительственных зданий. В ходе нападения 12 работников правоохранительных органов были убиты, было захвачено 334 единицы оружия. Правоохранительные органы Узбекистана сообщали, что террористы взяли в заложники в общей сложности 70 человек, 15 заложников были убиты. Позже в Андижан были введены войска. По официальным данным, погибло 187 человек.


Чтобы перейти в Галерею и просмотреть другие андижанские снимки Дениса Синякова, кликните на фото

Правозащитники и очевидцы свидетельствуют о том, что жертв было гораздо больше - не менее 700. Многие люди заплатили жизнью за то, что случайно оказались рядом, проходя или проезжая по прилегающей к площади территории. В 2006 году на западных сайтах был размещен 70-минутный видеофильм об андижанских событиях, подтверждающий версию о том, что большинство участников митинга были безоружными мирными жителями, среди которых были женщины и дети. В том числе — жены 23 бизнесменов, арестованных по обвинению в религиозном экстремизме и членстве в запрещенном движении «Акрамия», суд над которыми стал причиной акций протеста, имевших трагический финал.

В дальнейшем не менее 358 человек были осуждены на большие сроки закрытыми судами; получить подробный текст приговоров не удается ни родственникам осужденных, ни адвокатам, ни правозащитникам; в розыске находятся свыше ста человек, которых власти Узбекистана подозревают в причастности к андижанским событиям; с 2005 по 2008 годы не менее 125 подозреваемых по андижанскому делу были задержаны в странах СНГ.

Страны Запада потребовали проведения независимого расследования андижанских событий с участием иностранных экспертов. Но получили отказ: Узбекистан заявил, что подавление андижанского мятежа – внутреннее дело Ташкента, и Европе не следует вмешиваться во внутренние дела независимой республики. В ответ Евросоюз решил ввести санкции против Узбекистана, включавшие: эмбарго на поставку в эту республику любого оружия, военной техники и другого оборудования, которое может быть использовано властями для внутренних репрессий; запрет на въезд в страны Евросоюза 12 высокопоставленным узбекским чиновникам, которые несли ответственность за гибель людей в Андижане; сокращение финансовой помощи и введение ограничений на торговлю с Узбекистаном.

Запад надеялся, что Ташкент, оставшись в изоляции, начнет исправлять ситуацию с правами человека. Но этого не произошло: пытки в тюрьмах и во время следствия продолжаются, политические заключенные на свободу не выпущены, узники совести, арестованные по религиозным мотивам, подвергаются страшным унижениям и издевательствам, свободы слова в стране нет. Более того, цензура СМИ усилилась, тотальный характер принял технический запрет на чтение в Интернете независимой информации. С тех пор пользователи из Узбекистана не имеют прямого доступа к нескольким сотням веб-сайтов. Блокируются как веб-ресурсы партий, движений и организаций, оппозиционных правительству, так и независимые СМИ, распространяющие альтернативную информацию о событиях в Узбекистане. В их числе - и интернет-портал информагентства «Фергана». Из Узбекистана были изгнаны почти все зарубежные НПО, сотрудники большинства иностранных СМИ, страну покинули независимые журналисты, правозащитники подвергаются систематическим арестам и задержаниям.

В октябре 2009 года, желая наладить с Узбекистаном «газовые» контакты, ЕС снял все санкции. Что касается США, то их попытки настоять на проведении международного расследования завершились тем, что в июле 2005 года Ташкент объявил о запрете ночных полетов тяжелых транспортных самолетов США с базы в Ханабаде, после чего американские военные вынуждены были передислоцировать свои самолеты на афганскую базу в Баграме. Международное расследование андижанских событий так и не было проведено.

Материалы на эту тему можно найти в специальной рубрике «Андижан-2005»

Международное информационное агентство «Фергана»