Кыргызстан: Азимжан Аскаров подвергается жестокому обращению в тюрьме; за его женой следят
Хадича Аскарова, жена заключенного правозащитника Азимжана Аскарова, обратилась в правозащитную организацию «Бир Дуйно – Кыргызстан» с жалобой на давление со стороны спецслужб и постоянную слежку.
Хадича рассказала, что 29 мая 2015 года к ней домой в Базар-Коргон приезжал руководитель политико-экономического отдела посольства США в Кыргызстане, господин Джеймс Моррис. Дождавшись отъезда гостя, в дом Аскаровой зашли сотрудники областных спецслужб Талант Маматов и Мурат Асанов и начали расспрашивать, зачем приезжал американец, дал ли денег. За домом тоже следили с часу дня до девяти вечера.
В том, что за ней следят, Хадича убедилась и 23 сентября 2015 года. Директор школы Навои и руководитель детского сада Базар-Коргона «Лола» подошли к ней и начали расспрашивать, собирается ли Хадича встречаться с Азизой Абдирасуловой (главой правозащитной организации «Кылым Шамы». – Прим. «Ферганы»). «Они попросили меня ни с кем не встречаться из иностранных гостей, говоря, что перед выборами не нужен шум, - пишет Хадича, у которой как раз была запланирована встреча с представителями миссии FIDH. – В это же время я заметила машину с сотрудниками спецслужб, и, беспокоясь за свою безопасность, пошла ночевать к соседям».
«19 октября 2015 года в 13.30 участковый врач Ахмедова Максуда пришла ко мне домой и сказала, что ей позвонила ее начальница и попросила побыть у меня дома, - вспоминает Хадича-опа. - Где-то в 14.00 пришли судоисполнители Сапарбаев Замир, Кенешов Алтынбек, еще мужчины - они не представились. С ними зашел и участковый милиционер Эрмек». Пришедшие объяснили Хадиче, что ее дом подлежит конфискации, и они пришли, чтобы составить Акт о конфискации. Хадича не стала подписывать никаких бумаг. А когда незваные гости ушли, врач Ахмедова пояснила: оказывается, во время разговора ей сказали, что должны будут после процедуры конфискации закрыть дом на ключ.
«8 декабря заместитель главы айыльного кенеша (сельсовета) Юнус Тешебаев пришел ко мне и начал спрашивать, собираюсь ли я в Бишкек, и зачем, и буду ли там встречаться с иностранцами, а потом спросил: может, сегодня не поедешь? – пишет Хадича. - После его ухода я заметила автомашину с номером D1243АА белого цвета, которая стояла возле нашего дома. После этого в 16.30 пришла заведующая детским садом Мамажанова Турсунай и спросила: «Едешь в Бишкек? Я просто мимо проходила, решила зайти, спросить». А я ведь никому не говорила, что собираюсь в Бишкек!»
«Собравшись, я выехала на такси в сторону Бишкека. За нами до Кочкор-Ата следовала светлая «Хонда Аккорд 0001». Мы с водителем обсудили эту ситуацию и заехали к его знакомым через переулки, а там мне пришлось пересесть в другое такси из соображений безопасности, - продолжает Хадича. - Я поражена, зачем за мной следят? От беспокойства я стала нервничать, у меня поднимается давление, закладывает уши. Где милиция и прокуратура, которые могли бы остановить действия спецслужб? Мужа моего посадили незаконно, дом ограбили. Что им еще от меня нужно?»
Жена Азимжана Аскарова Хадича с его автопортретом. Фото Григория Михайлова, 17 мая 2011 г., Бишкек
Тем временем Международная федерация по правам человека (FIDH) и Всемирная организация против пыток информируют, что условия содержания Азимжана Аскарова в колонии №47 в Бишкеке ухудшаются. Как рассказал адвокат Валериан Вахитов, во время его встречи с Аскаровым с заключенного отказались снять наручники, сославшись на новые правила. Причем ни Вахитову, ни Аскарову ознакомиться с этими новыми правилами не дали.
Во время встречи, которая прошла 1 декабря, Аскаров и его адвокат были лишены права говорить наедине. Валериан Вахитов считает это проявлением жестокого и унижающего обращения с Аскаровым и заявляет о нарушении его конституционных прав. Валериан Вахитов обратился с жалобой к Генпрокурору Кыргызстана, главе администрации колонии и директору Центра по предотвращению пыток, требуя проверить соответствие новых тюремных процедур обращения с Аскаровым законам и Конституции Кыргызстана.
Международные правозащитные организации, выпустившие заявление, подчеркивают, что у Азимжана Аскарова последнее время серьезно ухудшилось состояние здоровья, он страдает от сильных головных болей и головокружения. У Аскарова болят суставы, он потерял несколько зубов, а зубной протез не подошел и причиняет боль. Весеннее медицинское обследование выявило у Азимжана Аскарова серьезные проблемы с сердцем, печенью и желчным пузырем, и с тех пор состояние заключенного правозащитника не улучшилось. В письме, адресованном Комитету ООН по правам человека 10 декабря, Азимжан Аскаров попросил ускорить рассмотрение его дела.
Напомним, Азимжан Аскаров летом 2010 года был приговорен к пожизненному заключению за «организацию массовых беспорядков» и «соучастие в убийстве сотрудника правоохранительных органов». В июле 2015 года Государственный департамент США наградил Аскарова премией «Защитник прав человека». Это вызвало резкую реакцию Бишкека: Министерство иностранных дел назвало Аскарова «преступником», а правительство Кыргызстана денонсировало базовое соглашение о сотрудничестве США и Киргизии по поставкам гуманитарной помощи. Киргизские и международные правозащитники не раз обращались к руководству Кыргызстана с просьбой пересмотреть дело Аскарова и отменить пожизненный приговор.
Подробнее о деле Азимжана Аскарова можно прочитать в следующих материалах «Ферганы»:
- Кыргызстан: Адвокаты Азимжана Аскарова добиваются пересмотра дела,
- БДИПЧ ОБСЕ надеется на справедливость нового руководства Кыргызстана,
- Кыргызстан: «Больничные» узники,
- Азимжан Аскаров: «Я верю, что у людей есть совесть. Меня освободят, потому что я невиновен»,
- Азимжан Аскаров. День рождения художника,
- Так кто же убил капитана Сулайманова?,
- В поисках справедливости. Рассказы Азимжана Аскарова (видео),
- Азимжан Аскаров. Непарадный портрет правозащитника,
- Киргизия: Прокуроры уволены, правозащитники беспокоятся за безопасность «несостоявшихся» убийц,
- Киргизия: Женщину, родившую ребенка в наручниках, пытаются превратить в орудие против правозащитника,
Международное информационное агентство «Фергана»